Российский рынок manages services по итогам 2014 года достиг в объеме почти 50 млрд рублей и активно растёт даже в кризисное время, поскольку эти услуги позволяют заказчикам снизить операционные расходы и делегировать сложные технические вопросы без потери управляемости и эффективности бизнеса.
По данным исследования «Managed services: российский рынок: особенности, тенденции, перспективы 2015», проведенного НП «Астра» совместно с «Коминфо Консалтинг», объем российского рынка managed services в 2014 году составил 49,6 млрд. рублей, включая управляемые услуги связи – 12,7 млрд.рублей (без учета услуг, оказанных вендорами операторам). Термин Managed Services, ранее относившийся в основном к телекоммуникационной отрасли, в последние годы получил более широкое значение: теперь под ним понимаются не только услуги связи, но и лизинг ИТ-оборудования, услуги по его инсталляции, управлению и обслуживанию. К managed services относят и широкий спектр аутсорсинговых услуг – от обслуживания телекоммуникационного сетевого оборудования до обеспечения информационной безопасности и управляемых ЦОД. В терминологии IDC, manages services пересекаются с двумя сегментами российского рынка ИТ-услуг – ИТ-поддержки и ИТ-аутсорсинга, занимающих совместно его треть. В их рамках управляемыми являются только те сервисы, по которым осуществляется мониторинг и заключены SLA (по опросу – 7%).
Структура рынка managed services в России пока неоднородна, говорится в отчёте НП «Астра»: более 90% клиентов – малый бизнес, но по количеству точек обслуживания и в денежном выражении на таких заказчиков приходится только треть от общего объема услуг. Государственные контракты составляют 7,3% рынка. Основными преимуществами от использования managed services участники исследования, уже имеющие опыт их использования, назвали повышение качества работы (52%), снижение операционных расходов (46%). Особо отмечена высокая квалификация специалистов сервис-провайдера, зачастую превосходящая уровень собственных ИТ-специалистов заказчика: это преимущество отметили 24% опрошенных. Среди основных барьеров на пути managed services около 50% респондентов назвали ценовой фактор, техническую сложность и неготовность передавать внешним подрядчикам контроль ИТ-инфраструктуры, недостаточную зрелость сервисных предложений.
Ключевые позиции на рынке занимают крупные компании, в том числе - «Ай-Теко», вошедшая в число 7 крупнейших участников рейтинга в категории «системные интеграторы». «Сервионика» - дочерняя компания «Ай-Теко», центр компетенций в области ИТ-аутсорсинга, работает по универсальной сервисной модели, предоставляя более 100 услуг в таких направлениях, как сопровождение ИТ-инфраструктуры и типовых корпоративных ИТ-решений, предоставление услуг коммерческого ЦОДа (от co-location до DCaaS – «дата-центр как сервис») и аутсорсингового контакт-центра, поддержка типовых бизнес-задач (сопровождение сервисов печати и копирования документов, обеспечение работоспособности офисной оргтехники), облачные сервисы и инфраструктурные решения для создания виртуальных вычислительных сред, разработка и внедрение решений, аудит и консалтинг.
Ассоциация стратегического аутсорсинга «Астра» - единственное некоммерческое профессиональное объединение участников рынка аутсорсинга в России. Ассоциация создана в 2008 году. Также Ассоциация «Астра» является официальным представителем крупнейшей Международной ассоциации профессионалов аутсорсинга IAOP (International Association of Outsourcing Professionals), авторизованным партнером Британской Национальной ассоциации аутсорсинга NOA (National Outsourcing Association) и партнёром Центра компетенции по аутсорсингу в Центральной и Восточной Европе (CEE Outsourcing Competence Centre).