Специалисты Департамента элитной недвижимости инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet – лидера продаж новостроек в Московском регионе – подготовили обзор последних тенденций на первичном и вторичном рынке элитного и премиального жилья в Москве: спрос оживился и требует скидок, доходящих до 1 млн долларов, новые проекты «завлекают» нерыночными ценами, покупатели хотят новостройки со сроками сдачи не позже 2017 года, а ремонт больше не дает добавленной стоимости.
1. Основной спрос – на вышедшие недавно новостройки и «вторичку»
На сегодняшний день спрос в высоком ценовом сегменте сосредоточен, во-первых, на вышедших недавно проектах, где есть возможность купить интересный объект по минимальным стартовым ценам. Во-вторых, на вторичном предложении, что объясняется тем, что собственники квартир, которые «висят» на рынке больше полугода, а то и год, пошли на уступки и снизили стоимость, чтобы не пришлось ждать до осени, пока пройдет тихий для элитного рынка летний сезон.
2. Весеннее пробуждение
«Покупатели на элитном рынке в апреле и мае оживились, почувствовав, что можно получить хорошие скидки и преференции. Уже на первых переговорах клиенты при стоимости квартиры в 4 млн долларов объявляют, что готовы на сделку с дисконтом в 1 млн долларов, при стоимости 2-3 млн долларов – 500 тыс. долларов. Хотя еще довольно много потенциальных покупателей, которые “гуляют” по рынку и присматриваются к разным проектам, будучи уверенными, что в сентябре их ждет еще более баснословный дисконт. На мой взгляд, это мнение ошибочное – хоть девелоперы очень осторожно поднимают цены, так чтобы это было неощутимо для покупателя, а некоторые – не увеличивали цены с начала года, падения ждать не стоит. Долго на одной отметке цены не задержаться – новые интересные проекты будут подталкивать их вверх. Цены “просели” на переоцененные или перегретые первой волной спроса проекты», – рассказывает Анна Карпова, руководитель Департамента элитной недвижимости Est-a-Tet.
3. «Уверенные» стройки
Панические настроения по поводу массовой «заморозки» строек, которые неизменно сопровождают каждый кризис, в это раз не нашли подтверждения. Большинство уже запущенных на рынок проектов еще на старте были аккредитованы в крупных банках и имели приличные инвестиции. Плюс сейчас на рынок вышли новостройки с «завлекающим» ценником. Например, за 10 млн рублей можно купить квартиру в пределах ЦАО в новом премиальном проекте – клубном доме I’M. Или, например, в вышедшем в апреле жилом комплексе премиум-класса «Воробьёв дом» можно рассмотреть квартиры с видами на исторический центр Москвы и Воробьёвы горы с ценой от 245 тыс. руб./кв. м. Радуют ценами и уже давно реализуемые проекты – в ЖК «Садовые кварталы» вышел эксклюзивный объем квартир со стоимостью от 345 тыс. руб./кв. м.
4. В премиум-классе все хотят «трешки»
Стандартный запрос клиентов в премиум-классе в последнее время выглядит следующим образом – трехкомнатная квартира площадью 110-150 кв. м в ценовом диапазоне 40-60 млн рублей. Однако основная масса подобных предложений представлена в основном в бюджетах от 80 до 100 млн рублей. Обычно после безрезультатных поисков подобных объектов в Центральном административном округе, внимание покупателей переключается на Западный и Юго-Западный административные округа.
5. Далеко не заглядывая
На сегодня одно из наиболее часто озвучиваемых клиентам в премиальном и элитном сегментах требований к новым проектам – это сроки сдачи не позже 2017 года. Даже в случае, когда комплекс понравился, покупатель может отказаться от сделки, если сдача запланирована не на 2017 год, а, например, на 2018. В экономически нестабильных условиях люди не могут позволить себе такие долгосрочные инвестиции, потому что уверенности нет и в завтрашнем дне.
6. Ремонт не дает добавленной стоимости
Ремонт перестал восприниматься покупателями как фактор, позволяющий повысить капитализацию объекта. Напротив, неудачный или устаревший ремонт могут стать причиной для торга, хороший и новый – повысить привлекательность, но никак не цену. Более востребованы, даже на вторичном рынке стали «чистые» квартиры, где не было проведено никакого ремонта, – люди не хотят переплачивать за чьи-то дизайнерские изыски.