Резиновая крошка – это продукт вторичной переработки различного резинотехнического сырья, в основном, использованных резиновых автомобильных шин и покрышек.
Современные покрышки производятся из высококачественных материалов, устойчивых к постоянным высоким нагрузкам. Поэтому материал шин отличается прочностью, износостойкостью и долговечностью. При производстве резиновой крошки материал покрышек остается практически неизменным, сохраняя свои свойства.
Резиновая крошка – материал с необычайно широкой сферой применения.
Производство резиновой крошки отличается экологической чистотой и способствует вторичному использованию сырья.
Резиновая крошка — очень популярный материал, поэтому продажа резиновой крошки является довольно прибыльным бизнесом.
Постоянный спрос на данную продукцию и расширяющаяся сфера применения позволяют непрерывно увеличивать линию по производству резиновой крошки.
Назначение и область применения.
Резиновая крошка является одним из продуктов переработки вторичного резинового сырья и имеет два варианта происхождения:
-переработка и утилизация автомобильных шин;
-переработка и измельчение изделий из резины различного назначения.
Резиновую крошку РТИ, активно применяют как основу для производства строительных смесей и используют в качестве добавок при производстве строительных материалов.
«Шинная» резиновая крошка более плотная по своей структуре, нежели крошка из РТИ. Она обладает другими необходимыми качествами, такими, как эластичность, стойкость к агрессивным химическим элементам, растяжимость, прочность на изгиб и истирание.
Основным критерием, определяющим качество резиновой крошки, является ее чистота и однородность фракции. Качество резинового сырья для производства резиновой крошки регламентируется действующим стандартом ГОСТ 8407-89 «Сырьё вторичное резиновое. Покрышки и камеры шин. Технические условия».
Современные высококачественные и высокотехнологичные линии позволяют решить основную проблему получения качественной шинной крошки – это 100% удаление посторонних примесей в виде текстильного корда, метала и мелкой резиновой пыли.
Самой массовой областью применения резиновой крошки, полученной в результате утилизации автомобильных шин, является ее использование в качестве сырья для производства покрытий различного назначения.
Сферы применения резиновой крошки: для дорожного покрытия; напольные покрытия для спортивных площадок и сооружений, спортинвентаря; укрывной строительный материал; конструктивный фибробетон; покрытия полов и трапов, в местах интенсивного потока людей; отделочный строительный материал; восстановление покрышек; изготовление деталей автомобиля; покрытия для мостов; опоры магистральных трубопроводов; для железной дороги.
Виды фракций резиновой крошки и сферы их применения.
Мелкая фракция резиновой крошки до 0,1 мм - образует стойкий укрывной материал, который может использоваться и как отделочное, и как декоративное настенное покрытие.
Мелкая фракция резиновой крошки 0,2 – 0,45 мм - используется в качестве добавок в резиновые смеси, в основном к составам для производства РТИ - новых автомобильных покрышек, массивных шин и других резинотехнических изделий, для повышения их прочности на изгиб, противоударных свойств, износостойкости.
Резиновая крошка фракцией до 0,5 мм - используется при производстве резиновых смесей, в результате чего достигается значительный экономический эффект за счет сокращения времени формования при более низкой температуре, таким образом увеличивается производительность и сокращаются энергетические затраты.
Резиновая крошка фракцией 0,45 – 0,6 мм - применяется на предприятиях, занимающихся изготовлением обуви.
Резиновая крошка фракцией 0,63 мм - получила широкое применение в качестве добавки к асфальтово-бетонным смесям и в качестве ингредиента в составах, повышающих прочность и долговечность дорожного полотна.
Резиновая крошка фракцией 0,6 – 1мм - используется в сфере производства строительных и отделочных материалов.
Порошковая резина с размером частиц от 0,6 до 0,8 мм - эффективна при изготовлении различного рода антикоррозионных паст и мастик, которые наносятся на днища автомобилей и другие металлические изделия для защиты от коррозии.
Крошка фракцией от 0,6 до 1,2 мм – используется при изготовлении различных напольных покрытий.
Порошковая резина с размерами частиц от 0,5 до 1,0 мм - применяется в качестве добавки для модификации нефтяного битума в асфальтобетонных смесях, используемых при строительстве автомобильных дорог.
Резиновая крошка фракцией 1,0 – 2,0 мм - применяется для производства двухслойных формовых резиновых покрытий, резино-бетонной тротуарной плитки и засыпки футбольных и теннисных полей.
Резиновая крошка с размером частиц до 2 мм в смеси с текстилем изготавливают сорбенты для сбора нефти и нефтесодержащих продуктов с поверхности воды и почвы.
Резиновая крошка фракцией 1,0 – 3,0 мм - применяется для засыпки футбольных полей, при производстве рулонных и формовых резиновых спортивных покрытий, для набивки спортивного инвентаря.
Резиновая крошка фракцией 2,0 – 4,0 мм - используется при производстве двухслойных формовых покрытий, рулонных резиновых покрытий, бесшовных покрытий на спортивные объекты, засыпки площадок и стадионов.
Резиновая крошка фракцией 1,8–5,0 мм - используется в качестве наполнителя при производстве боксерских мешков, груш, медицинболов и т.д.
Резиновая крошка фракцией 25 мм - используется для набивки буферов дорожного ограждения.
Популярные виды продукции из резиновой крошки.
Из полученной резиновой крошки производят следующие изделия:
-регенерированная резина (40%);
-производства новых автопокрышек (как наполнитель до 10–15%);
-сырая резина (30%);
-производства резиновых деталей для автомобилей (до 25%);
-вспенивающийся каучук (15%);
-производство резиновых шлангов (до 40%);
-ковры для спортивных площадок и футбольных полей (90%);
-заливные бесшовные резиновые покрытия (80%);
-подошвы для обуви (до 70%);
-подкладок под ЖД рельсы и ЖД фурнитуру (70%);
-сантехнических прокладок (25%);
-резиновой кровли (до 40%);
-добавки в асфальт (15–70тонн на 1 километр покрытия);
-гранулы ЕРДМ (100%);
-резиновой брусчатки (100%);
-протекторной ленты для восстановления колес (до 45%);
-прокладок и уплотнителей для дверей и окон (до 25%);
-причальных отбойников (до 70%);
-тампонирование нефтяных скважин (70%).
На рынке представлен ряд коммерческих продуктов, в состав которых входит резиновая крошка: резинопласт, резинопол, бирепласт, реизол, фибробетон.
Потребность в резиновой крошке и её недостаток испытывают многие Российские предприятия.
Объемы переработки изношенных шин в РФ.
Основным сырьем для получения резиновой крошки следует считать изношенные покрышки.
Ежегодно в мире производится около 1,4 млрд. покрышек, при этом утилизируется всего около 20%.
В странах Западной Европы и в США этот показатель достиг 80%, а в некоторых странах и 100%.
В России ежегодно выходит из эксплуатации около 1 млн. тонн шин. Переработке подвергается не более 10% использованных автомобильных покрышек. Более 80% отработавших покрышек выбрасывается, а отрасль по их переработке находится лишь в начальной стадии развития.
В Москве и Московской области каждый год образуется до 120–140 тыс. тонн изношенных шин. Из этого объёма, по разным подсчетам, в данном регионе перерабатывается 35-40%.
Годовая суммарная производственная мощность реально действующих в России предприятий по переработке изношенных шин составляет не более 85 тысяч тонн. Таким образом, уровень переработки утильных шин не превышает 10% общего объема их образования.
Более половины всего объема образования, легально или нелегально, хранятся как на смешанных свалках с другими отходами, так и на свалках.
Автопокрышки, в силу своих свойств, являются продуктом, не подходящим для захоронения и приводят к таким негативным последствиям, как: неблагоприятная экологическая ситуация в зонах свалок; выделение токсичных веществ при возгорании; неэффективное использование ресурсов; нарушение международных экологических норм.
Основным препятствием на пути развития широкой утилизации покрышек в России является отсутствие централизованной системы их сбора.
Основные производители резиновой крошки.
Примерно 60% переработки шин в России приходится на четыре предприятия: Волжский регенератно-шиноремонтный завод в Волгоградской области, Чеховский регенератный завод в Московской области, компанию «KCT экология» в Смоленской области и Завод переработки покрышек № 1 во Владимирской области.
Существующие мощности загружены не более чем на 50%.
Среди основных причин такой ситуации – отсутствие развитого рынка сбыта продуктов переработки изношенных шин.
Объем и динамика производства резиновой крошки в РФ.
На протяжении последних трех лет в России наблюдается как спад, так и подъем производства резиновой крошки.
В 2013 году в России было произведено 13 915,6 тонн резиновой крошки, что на 15% выше объема производства предыдущего года.
Производство резиновой крошки в августе 2014 года уменьшилась на 71% к уровню августа прошлого года и составило 948,3 тонн.
Лидером производства резиновой крошки в (тонн) от общего произведенного объема за 2013 год стал Центральный федеральный округ с долей около 67%.
Основная проблема, с которой сталкиваются российские производители - сырьевой фактор.
Дефицит на рынке покрывается исключительно за счёт расширения импорта, в первую очередь, европейского.
Импорт и экспорт резиновой крошки.
За последние годы на рынке произошел резкий рост импорта, что было связано с политикой по поддержанию переработки отходов в Европе на фоне кризисного спада собственных потребляющих отраслей.
Также успех импортной резиновой крошки на российском рынке обеспечила низкая цена и более высокое, по сравнению с российской продукцией, качество.
Цены на импортную резиновую крошку с октября 2014 года выросли в 2,2 – 2,5 раз.
На долю импортной продукции в прошлых годах приходилось около 70% отечественного рынка сбыта, как в ценовом, так и в натуральном выражении.
Отечественные производители отмечают, что без введения заградительных пошлин для европейского импорта и решения проблемы со сбором изношенных автомобильных покрышек, у российского производства резиновой крошки в ближайшие годы не будет возможностей для роста, а импорт продолжит вытеснять российскую продукцию с рынка.
Объем экспорта резиновой крошки, после роста 2011 года (на 46% по отношению к 2010 году), снизился на 23,5% и вернулся к уровню 2010 года.
Практически весь объем экспортных поставок был направлен в страны Таможенного союза.
Рынок сбыта.
На сегодняшний день популярным ресурсом сбыта готовой продукции (резиновой крошки) являются электронные площадки. Одной из крупнейших электронных площадок является Crumbex.
Потенциальные партнеры в сферах, в которых продукция постоянно пользуется спросом:
-организации, занимающиеся содержанием, обслуживанием, благоустройством жилого фонда (управляющие компании, ТСЖ, подрядные организации и т.п.);
-администрации городов, муниципалитетов, поселков, районов, субъектов федерации и т.п.;
-подрядные организации, участвующие в государственных и муниципальных тендерах, по выполнению строительных работ и благоустройства;
-крупные и мелкие строительные компании;
-архитектурные и дизайнерские мастерские или фирмы занимающиеся проектированием и ландшафтным дизайном;
-компании, занимающиеся продажей детских и игровых комплексов, горок, спортивных снарядов и т.п.;
-компании, занимающиеся строительством и ремонтом загородных домов и коттеджей.