Такая возможность обсуждалась в рамках круглого стола «Микрофинансирование как эффективный инструмент поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России», который состоялся 17 апреля 2015 года в Общественной палате РФ.
Михаил Мамута, начальник Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России, рассказал, что он уже много лет принимает активное участие в развитии микрофинансового бизнеса. Он напомнил, что изначально под микрофинансированием понималось именно кредитование малого бизнеса, и лишь некоторое время назад появились новые игроки и новые продукты – потребительские займы. С момента появления рынок потребительских микрозаймов рос высокими темпами.
Сейчас, по данным Банка России, сегмент микрозаймов для населения на конец 2014 года, составлял порядка 60% от общего объема рынка микрофинансирования. Михаил Мамута отметил, что не видит в данной ситуации ничего плохого — потребители, нуждающиеся в услугах МФО, тоже существуют и с ними надо работать. Если у граждан не будет возможности обратиться в микрофинансовые организации, то они начнут пользоваться услугами черных кредиторов, и лучше до этого не доводить.
Михаил Мамута обратил внимание участников круглого стола на то, что сегмент микрозаймов для малого и среднего бизнеса развивается медленнее, чем сегмент потребительских микрозаймов. Такая же ситуация наблюдается и в банковском кредитовании. Он отметил, что одной из причин низких темпов развития кредитования МСБ является отсутствие мотивации к созданию собственного бизнеса. С каждым годом данная сфера деятельности становилась все менее привлекательной, и последние опросы показали, что только 3% населения хотели бы создать собственный бизнес.
В последнее время государство предложило ряд мер по поддержке малого предпринимательства. Михаил Мамута подчеркнул, что если антикризисные меры, предложенные Правительством, будут реализованы в полном объеме, это поможет не только раскрыть уже существующие ресурсы самозанятости (то есть тех предпринимателей, которые на сегодняшний день ведут бизнес без регистрации), но и поможет развитию уже существующих видов предприятий.
Михаил Мамута отметил, что в случае успешной реализации мер по стимулированию МСБ, бизнесу потребуются средства на самых ранних этапах развития бизнеса. Мировой опыт показывает, что именно микрофинансовые институты готовы кредитовать бизнес в первый год его существования. И в Китае, и в Аргентине, и в Чили, и в других странах, где наблюдается активный рост малого бизнеса, его поддержку осуществляют микрофинансовые компании.
Сегодня есть основания полагать, что рынок микрофинансирования в России будет быстро развиваться в ближайший год. Задача регулятора состоит в том, чтобы подготовиться самим и подготовить рынок к этим изменениям. В том числе — стимулировать микрофинансовый сектор на выдачу займов малому бизнесу.
Михаил Мамута отметил, что Банк России разработал ряд инструментов для поддержки микрофинансирования МСБ.
Во-первых, Банк России поддерживает предложение по увеличению предельного размера микрозайма для предпринимателей до 3 млн рублей, и совместно с Министерством финансов и Министерством экономического развития прорабатывает этот вопрос. По данным расчетов Министерства финансов и Банка России, сумма в 3 млн будет наиболее адекватна современным потребностям начинающего бизнеса. При этом Банк России не видит необходимости увеличивать размер потребительского микрозайма — действующее сегодня ограничение в 1 млн рублей вполне отвечает потребностям микрофинансирования физических лиц.
Во-вторых, рынок МФО будет понятийно разделен на потребительские и предпринимательские микрофинансовые организации. Такое предложение поступило от Бориса Титова, уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей, и было поддержано и доработано Банком России совместно с Министерством экономического развития РФ. Михаил Мамута отметил, что это необходимо как для оказания адресной государственной поддержки микрофинансовыем организациям, работающим с МСБ, так и для удобства потребителей — заемщик должен понимать, с каким видом микрофинансовых услуг он имеет дело. На данный момент обсуждается несколько способов осуществить это разделение. В частности, рассматривается возможность внесения термина «бизнес-МФО» в закон «О развитии малого и среднего бизнеса». Основным критерием для выделения бизнес-МФО может стать доля займов МСБ в портфеле компании. По словам Михаила Мамуты, для получения статуса бизнес-МФО организация должна будет выдавать не менее 70%-80% объема займов именно на цели, связанные с развитием бизнеса. Остальные займы могут быть выданы на иные цели.
Михаил Мамута подчеркнул, что стимулирование микрозаймов для бизнеса невозможно без финансовой поддержки МФО. На сегодняшний день микрофинансовые организации испытывают недостаток банковского фондирования. Михаил Мамута отметил, что правильным решением было бы разработать стандарты взаимодействия МФО и банков, которые позволили бы обеспечить постоянное взаимодействие. С точки зрения Банка России, разработкой таких стандартов должно заниматься банковское и микрофинансовое сообщество при участии институтов развития, в том числе нового Единого института развития малого бизнеса, к которому перейдут функции Агентства кредитных гарантий и других институтов.
«Микрофинансовые организации умеют работать с начинающими предпринимателями, и готовы выдавать займы на развитие бизнеса в большем объеме, – отмечает директор СРО «МиР» Андрей Паранич. – Мы уверены, что государственная программа поддержки малого бизнеса позволит более полно раскрыть потенциал микрофинансирования в части кредитования малых предприятий».
НП «МиР» образовано ведущими компаниями микрофинансового рынка и открыто для всех МФО, заинтересованных в системном цивилизованном развитии. В августе 2013 года Партнерство получило статус саморегулируемой организации. Партнерство является крупнейшей площадкой, где обсуждаются законодательные инициативы, формируются стандарты работы российских микрофинансовых организаций (МФО) на основе лучшей деловой практики. Одной из важнейших целей саморегулируемой организации НП «МиР» является создание и укрепление положительного имиджа отрасли микрофинансирования для потенциальных клиентов, а также общественности и государства. СРО НП «МиР» ведет активную работу в области повышения финансовой грамотности населения нашей страны. Для реализации этой задачи был создан Комитет по финансовой грамотности. В рамках деятельности Комитета запланирована реализация комплекса мероприятий, ориентированных на различные слои и возрастные группы населения.