В Общественных слушаниях приняли участие представители всех сторон, задействованных в его мероприятиях: федеральных органов исполнительной власти: Минэкономразвития РФ, Минпромторга, Минобрнауки; крупнейших компаний с госучастием: ОАО «Газпром», ОАО «Россети», ОАО «СО ЕЭС», Госкорпорации «Росатом», ГК «Автодор»; деловых, отраслевых и экспертных сообществ: «Деловая Россия», ТПП РФ, «Опора России», НАИЗ, НАНС, «Союз производителей композитов» и других.
— Создание позитивных инновационных практик требует согласованных действий заказчиков и поставщиков, прежде всего, представителей малого и среднего инновационного бизнеса, — обозначил цель встречи директор Департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития Артем Шадрин.
Модератор Общественных слушаний, член Общественной Палаты и Президиума «Деловой России» Сергей Фахретдинов рассказал об основных препятствиях на пути инноваций. — Несмотря на то, что у крупного бизнеса, в том числе с государственным участием, существует реальная потребность в закупках инновационной продукции, эта информация фактически остается закрытой для ее поставщиков, — поделился Сергей Фахретдинов. — Вывод инновационного продукта может занимать до 5 лет, поэтому так важны открытые перспективные планы закупок, особенно в компаниях с государственным участием, где сосредоточен основной спрос. Помимо обеспечения доступа инновационного малого и среднего бизнеса к закупкам компаний с госучастием, среди первоочередных задач - создание сбытовой и логистической инфраструктуры, поддержка экспорта.
По мнению Сергея Фахретдинова, значительно повысить инновационный потенциал помогут отраслевые технические стандарты внедрения инноваций. Это избавит производителей от необходимости повторять испытания своей продукции перед ее внедрением на очередном предприятии.
Участники Общественных слушаний приняли резолюцию, согласно которой, в частности, было рекомендовано:
федеральным органам исполнительной власти:
• Привлекать к реализации Плана, и подготовке соответствующих докладов в Правительство и нормативно-правовых актов членов ОП РФ, Общественных советов и представителей деловых, отраслевых и экспертных сообществ;
• разработать и утвердить нормативные акты, определяющие критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции;
• разработать и принять нормативные акты, направленные на упрощение процедуры прохождения экспертизы проектов с использованием инновационных материалов и конструкций из них.
компаниям с государственным участием:
• совместно с АНО «АСИ» завершить работу по формирования совещательных органов, отвечающих за общественный аудит эффективности закупок.
• ускорить работу по принятию (обновлению) и реализации программ инновационного развития,
• завершить работу по созданию служб «одного окна» по внедрению инновационной продукции;
• неукоснительно исполнять обязательствa по ежегодному выделению в структуре закупок лотов на закупку инновационной продукции взамен традиционной в размере не менее 20% от ежегодного объема закупок;
• внедрить применение критерия «жизненного цикла» при закупке инновационной, а также высокотехнологичной и технически сложной продукции;
• разработать и ввести для менеджмента заказчиков обязательный критерий показателя эффективности - долю закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая закупки инновационных товаров (работ, услуг) и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
Справка: План реализации Стратегии инновационного развития России до 2020 года на 2015 – 2016 годы отражает конкретные шаги федеральных органов исполнительной власти, которые будут предприняты в ближайшие 2 года. Он определяет ответственных за каждое мероприятие и сроки исполнения мероприятий.