Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Будущее российского авторынка: осторожно, гололёд». Её участники считают, что российский авторынок продолжит зависеть от общеэкономической конъюнктуры и мер господдержки. При этом лучше остальных в условиях текущего кризиса будут выглядеть производители с высоким уровнем локализации.
Кризис на российском автомобильном рынке продолжает развиваться. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в январе-феврале текущего года на 32,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до 243,826 тыс. автомобилей). Одной из ключевых причин спада продаж стала резкая девальвация рубля, отмечают участники организованной «Финамом» конференции.
Наименьший подъём цен у корейских Kia и Hyundai (в среднем, чуть выше 10%), у некоторых китайских марок тоже в этих пределах, говорит директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. По его оценкам, больше всего (порядка 30% и более) цены выросли у Chevrolet, Chrysler, Citroen, Daewoo, Ford, Jeep, Opel, Peugeot, Mitsubishi, Toyota, SsangYong, Suzuki и Volvo.
Покупатели сейчас сильно насторожились: машины подорожали, а с другой стороны – всё плохо с кредитованием, объясняет сложившуюся ситуацию независимый автоэксперт Роман Гуляев: «Я недавно проехал несколько регионов, встречался с дилерами, так вот им очень не хватает именно кредитования с 10-процентным стартовым взносом и сроком на 7 лет».
В условиях спада продаж некоторые автопроизводители приняли решение покинуть российский рынок – в частности, General Motors. Впрочем, отмечают эксперты, для оставшихся марок это шанс укрепить рыночные позиции. «Клиентов Chevrolet собираются перехватить многие, во главе с “АвтоВАЗом”. Шансы “СОЛЛЕРС”, например, по марке Ford, есть, но только при условии адекватной ценовой политики», – уверен директор по стратегическому развитию Холдинга «Атлант-М» Алексей Терещенко. По его мнению, в 2015 году рынок ожидает падение, однако насколько глубокое – будет зависеть от «экономической (а также внешнеполитической) ситуации и мер по поддержке автопрома».
Спад на автомобильном рынке целиком и полностью зависит от общего состояния экономики, констатирует и независимый эксперт Алексей Захаров: «Не думаю, что она восстановится быстро». «Если спад в экономике России завершится в конце 2015 года, можно ожидать, что уже в следующем году рынок новых автомобилей перейдёт к умеренному росту», – прогнозирует аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
Учитывая, что у нас в стране многое меняется стремительно, изменения на российском автомобильном рынке также могут произойти в течение весьма короткого периода, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов: «Поэтому не исключено, учитывая непредсказуемость многих факторов, влияющих на него, что наш авторынок начнёт расти уже в этом году. Я считаю, что “спусковым крючком” к этому могут стать программы утилизации и льготного автокредитования, а начаться этот процесс может со второй половины года». По мнению г-на Баранова, «разворот в сторону роста продаж может начаться в середине года».
В 2015 году перспективы есть у производителей, имеющих относительно высокий уровень локализации, считает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков: «Лучше позиции у “АвтоВАЗа”, Renault, Nissan. У Ford и Ssang Yong (модели “Соллерса”), перспектив существенно меньше, так как низкий уровень локализации не позволяет им производить умеренное повышение цен».