Управление Росреестра по Белгородской области обращает внимание правообладателей на вступившие в законную силу с 01.03.2015 положения законодательства относительно порядка предоставления земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства.
Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) внесены изменения в статью 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон о КФХ), регулирующую правоотношения связанные с процедурой предоставления земельных участков для ведения крестьянско-фермерского хозяйства.
Ст. 12 Закона о КФХ в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона № 171-ФЗ, устанавливала порядок предоставления земельных участков для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
В п. 1 ст. 12 Закона о КФХ в редакции закона № 171-ФЗ законодатель в отсылочной норме определяет порядок предоставления таких участков в соответствии с Земельным Кодексом РФ.
Указанное обстоятельство связано с тем, что Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс РФ был дополнен новой главой V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», содержащей единые правила предоставления таких земельных участков.
Так в соответствии с положениями ст. 39.18 Земельного Кодекса РФ, в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного Кодекса. При этом законодатель допускает совершение только одного из указанных действий.
В указанной норме Земельного Кодекса РФ законодатель также четко указывает требования, которые должны быть указаны в извещении о предоставлении земельного участка.
В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. Срок в течении которого
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка, либо принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 Земельного Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. При этом законодатель допускает совершение только одного из указанных действий.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного Кодекса.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка, либо решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, правилами новой ст. 39.18 Земельного Кодекса РФ с 01.03.2015 регулируются единые особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления фермерским хозяйством его деятельности.
Следует также отметить, что Федеральным законом № 171-ФЗ Статья 12 Закона о КФХ также дополнена новым пунктом 6.1. Согласно императивной норме данного пункта с 01.03.2015 максимальные и минимальные размеры указанных в нем земельных участков могут быть установлены только законами субъектов Российской Федерации. Следует полагать, что предельные размеры должны устанавливаться для земельных участков, которые предоставляются фермерским хозяйствам как на праве собственности, так и на праве аренды.
По смыслу п. 7 ст. 12 указанного закона, для осуществления деятельности фермерского хозяйства могут быть предоставлены земельные участки менее минимальных размеров, установленных законами субъектов Российской Федерации. Данное правило распространяется лишь на случаи, когда основной вид деятельности хозяйства технологически допускает использование земельных участков, размеры которых меньше, чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Федерации.
При этом перечень видов основной деятельности хозяйства, установленный в рассматриваемой норме, не является исчерпывающим, в связи с чем главным критерием применения п. 7 ст. 12 Закона о КФХ является применение технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков.