Сергей Фахретдинов, член Генсовета «Деловой России», Председатель совета директоров ГК «Рускомпозит».
18 февраля в Госдуме планируется рассмотрение очередного законопроекта, направленного на изменение российской налоговой системы. На сей раз, инициаторы-экспериментаторы предлагают трансформировать порядок расчета налога на доходы физических лиц и ввести прогрессивную шкалу.
«Забрать у богатых – отдать бедным» – давно намозолившая слух популистская тема, которая звучит тем громче, чем ближе дата ближайших выборов. Всем совершенно очевидно: единственным результатом данного законопроекта станет лишь рост раздражения в обществе, причем у людей как с высоким, так и с низким уровнем дохода. В последнем Послании Федеральному Собранию мы услышали четкий посыл Президента РФ: хватит разговоров на эту тему. Владимир Путин обозначил стратегические приоритеты: легализация средств, амнистия капиталов, стабильность налоговых условий на ближайшие 4 года. И это обнадежило бизнес в том, что государство не допустит фискальной турбулентности в кризисный период.
Да, перераспределение доходов – закономерная функция любого социального государства. Особенно в сложные экономические периоды, когда государству требуются дополнительные ресурсы для поддержки малообеспеченных граждан. Как говорится, «пока толстый сохнет, худой сдохнет». Да, в прогрессивной системе есть очевидные плюсы. Если налогами облагается только чистая прибыль, это стимулирует предпринимателей не выводить средства из бизнеса, а инвестировать в развитие производства, вкладывать деньги в социальные объекты. Процент налоговых отчислений с зарплаты низкооплачиваемых наемных рабочих при такой системе, как правило, невелик или вовсе отсутствует.
Но вот уместно ли внедрение такой системы в России именно сейчас – большой вопрос. Есть ведь и обратная сторона медали – повсеместное укрывательство доходов, вывод капиталов за рубеж. Без создания эффективной системы контроля бюджет таким образом не наполнить. К тому же, средний класс может лишиться стимула для развития, в том числе и в бизнесе, поскольку повышенные налоги тут же «съедят» весь его потенциальный дополнительный заработок.
Я глубоко убежден: не получится, по методу Шарикова, просто «все отнять и поделить» и этим спасти экономику России. Сейчас важно даже не столько заставлять делиться богатых, а создавать условия, при которых бедные получат возможность зарабатывать и становиться богатыми.
В первую очередь – стимулировать развитие малого и среднего бизнеса. Сегодня он обеспечивает только 20 процентов ВВП. Для сравнения – в большинстве развитых стран этот показатель составляет около 50 процентов. В России на 1000 человек приходится в среднем 5,5 малых предприятий, в Японии – 50.
Мы наглядно видим, к чему приводит зависимость исключительно от сырьевых ресурсов. Поэтому основная задача – переориентировать экономику на перерабатывающие, производственные отрасли, в которых наиболее эффективен именно малый и средний бизнес, особенно инновационный.