Серия «Системный бизнес: механика и математика».
Как мы уже писали, существует предельный уровень развития компании. Этот уровень определяется мощью владельца и его команды, их способностью заставлять дела идти правильно. Остановка в развитии является результатом того, что вектор усилий владельца и его команды, направленный на расширение компании, и вектор противодействия этим усилиям, вызванный внешними неблагоприятными факторами, такими как конкуренция, рост цен на сырье, экономический кризис, и прочее, а также хаосом, замешательством, и несогласованностью действий внутри самой компании, становятся равными. Способ преодолеть этот предел заключается в изменении основы ведения дел, поскольку старый способ ведения дел себя исчерпал и больше не приводит к росту расширению компании. Под изменением основы ведения дел мы понимаем, прежде всего, увеличение уровня организации компании - реорганизацию системы управления, и оптимизацию бизнес-процессов.
Увеличение уровня организации позволяет компании выскочить на более высокий уровень развития. Однако новый этап развития также не бесконечен. Более высокий уровень организации позволит компании расшириться, что включает в себя увеличение объема производства, рост дохода, и увеличение доли рынка. Но это расширение также приведет к росту уровня хаоса и замешательства, вызванного присоединением «завоеванных территорий», которые легче захватить, чем удержать. Кроме того, выйдя на новый уровень, компания столкнется с большими внешними проблемами, как то конкуренты, государственные структуры, и прочее. Другими словами, изменится калибр игры, и рост компании на этом уровне будет продолжаться лишь до тех пор, пока оба противодействующих вектора снова не сравняются. Когда это произойдет, компании снова придется увеличивать уровень своей организации.
Отсюда мы получаем концепцию постоянно развивающейся компании, бизнеса, срок жизни которого не ограничен. Постоянно развивающаяся компания – это компания, движущаяся по восходящей спирали в которой каждый последующий виток развития обусловлен целенаправленными действиями по повышению уровня организации. Каждый раз, когда существующий уровень организации перестает справляться с уровнем хаоса, замешательства и неблагоприятного внешнего воздействия, возросшим в результате расширения компании, владельцу и высшему руководству следует снова повысить уровень организации, и вывести бизнес на следующий виток развития.
Следует отметить, что повышение уровня организации на каждом витке развития должно быть направленно именно на ту ключевую проблему, которая прямо сейчас сдерживает рост компании.
Рассмотрим это на примере розничной сети. Очевидно, первый виток развития такой компании – это открытие первого розничного магазина (продуктового супермаркета). Второй виток – это открытие региональной сети, работающей в пределах одного города, или одного района. Следующий виток – это уже национальная сеть, супермаркеты которой есть в каждом регионе и каждом крупном городе. Ну и так далее: открытие сетей в других странах, и построение транснациональной сети.
Теперь рассмотрим более детально, каким образом увеличение уровня организации позволит этой компании переходить от одного витка развития к другому.
Для перехода от одного магазина к городской сети необходимо централизовать функцию заказа товара и управления остатками, то есть, создать систему категорийного менеджмента. Очевидно, эта реорганизация бизнес процессов повлечет за собой формирование в управленческой структуре компании коммерческого департамента, реализующего функцию закупки и управления наценкой, а также операционного департамента, в который войдут все магазины сети, и который возьмет на себя функцию контроля операционных процессов внутри этих магазинов. Централизация функции закупки позволит с одной стороны снизить закупочные цены, а с другой сократит потери, поскольку упразднит некорректные заказы из магазинов. В то же время централизованное управление наценкой позволит более динамично реагировать на колебания рыночных цен, и в результате увеличит маржинальную прибыль. Стандартизация операционных бизнес процессов внутри магазинов обеспечит возможность быстрого открытия новых магазинов и присоединение их к розничной сети, что, по сути, и будет фундаментом быстрого развития сети на данном витке развития.
Однако для перехода от региональной сети к национальной рознице этого уровня организации будет недостаточно, поэтому рано или поздно, ее рост остановится.
Для перехода на следующий виток развития данной компании понадобится решить проблему удержания единой товарной матрицы во всех регионах, а также обеспечить своевременную и бесперебойную поставку текущих заказов во все магазины, добившись при этом уменьшения логистических затрат. Очевидно, что для этого необходимо будет создать логистическую систему, включающую региональные распределительные центры (РРЦ), на которые будут осуществляться централизованные поставки от поставщиков, и с которых будут реализовываться текущие заказы на магазины регионов. Такая реорганизация бизнес процессов, естественно, приведет к изменениям в структуре управления компании. В структуре операционного департамента появятся дирекции регионов, в подчинении которых будут находиться магазины данных регионов. Также появится департамент логистики, в ведении которого окажутся региональные распределительные центры. Стандартизация бизнес процессов централизованного управления остатками и обеспечения текущих заказов с РРЦ в магазины регионов обеспечит возможность быстрого открытия новых регионов и присоединение их к розничной сети, то есть, заложит фундамент для быстрого роста компании на данном витке развития.
И так далее, по восходящей спирали. По этим законам развивается любой бизнес. Отличие заключается лишь в том, что именно является для данной конкретной компании повышением уровня организации на каждом этапе. Поэтому прежде чем приступать к реорганизации, очень важно правильно определить область, в которой следует увеличить уровень организации, иначе вместо ожидаемого расширения компании вы получите «излишнюю заорганизованность», ведущую к снижению эффективности и необоснованным затратам. Поэтому первым шагом увеличения уровня организации на любом витке развития компании должна быть диагностика бизнеса.
«Бизнес-диагностика компании» - это услуга, которая включает в себя комплексный анализ бизнеса, определение причины замедления роста компании, формирование программы повышения уровня организации для перехода компании на новый виток развития, увеличения дохода и повышения рентабельности. Эта программа основана на нашем многолетнем опыте консалтинговых проектов, и включает в себя успешный опыт более чем 50-ти крупных и средних компаний в разных сферах экономики.