20% не спасут «отца российской промышленности».
Меры налогового стимулирования, предложенные Минпромторгом, недостаточны.
4 февраля 2015 года на расширенном заседании Генсовета «Деловой России» глава министерства Денис Мантуров представил деловому сообществу свое видение антикризисных мер в отношении промышленных предприятий. Комментирует участник встречи, член президиума генсовета «Деловой России» Сергей Фахретдинов:
Безусловно, предложения Минпромторга о зачёте капиталовложений в уменьшение суммы налога на прибыль, «налоговых каникулах» и другие, в случае их реализации, выступят неким стимулирующим фактором для развития промышленности. Но все же размеры этих преференций недостаточны и не соответствуют нынешней ситуации.
Остановлюсь на двух «скользких» моментах, которые прозвучали в предложениях Минпромторга.
Первое. Зачёт 10% от суммы капитальных вложений с пределом 20% возврата налога на прибыль «не спасет отца русской промышленности». Вот простая математика. Допустим, предприятие планирует инвестировать в новое производство 1 млрд. руб. и при этом заплатить 25 млн руб. налогов. 10-процентный зачёт от 1 млрд мог бы составить 100 млн. Это неплохо, но предельная доля налога (20%) снизит сумму вычета всего до 5 млн в первый год. То есть предприятие заплатит не 25 млн, а 20 млн налогов. Даже с учётом потенциальной прибыли и, соответственно, возможного роста налоговых отчислений и возврата их части в последующие годы это совершенно недостаточно. Тем более, если мы учтём высокую инфляцию.
Почему не освободить предпринимателя от выплаты налогов в рамках процента от суммы его капиталовложений без учета 20-процентной доли? Это нормальная практика, она применяется в Канаде, Китае, Южной Корее. Объём инвестиций, привлечённых этими странами, впечатляет. А ведь мы должны создать не аналогичные, а лучшие условия для ведения бизнеса! Стартовые позиции России и этих государств далеко не равны. Мы работаем в условиях глобальной конкуренции и жесточайшего экономического кризиса. На нас давят международные санкции, девальвация рубля. Промышленные предприятия вынуждены закупать за рубежом сырьё, которое часто составляет до 70% себестоимости конечной продукции, особенно для инновационных производств. Все эти факторы резко снизили инвестиционную привлекательность российской промышленности.
Чтобы стать конкурентоспособными на мировом рынке, недостаточно идти теми же темпами, что и другие страны, нужно быть на несколько шагов впереди. Говорят, что у нас налоги ниже, чем в Европе. Но ведь риски совершенно иные! Значит, налоговый режим должен быть на порядки лояльнее, чем в развивающихся странах, следует предоставлять инвестору возможность получить дополнительную премию за эти риски!
Поэтому верным решением будет повышение суммы зачета до 15-20% и отказ от 20-процентной предельной доли налога, которая может быть вычтена.
Второй момент. Финансовая нагрузка, связанная с предоставлением налоговых льгот, ляжет на регионы. Расчётный период их окупаемости для бюджетов субъектов РФ – девять лет, при этом первые пять будут заведомо убыточными. Решение о включении того или иного предприятия в реестр участников промышленных инвестпроектов, которым предоставляются преференции, будут принимать сами субъекты РФ. Мне сложно представить руководителя региона, особенно дотационного, который согласится уменьшить доходную часть на ближайшие пять лет. Тем более в период кризиса, при высокой инфляции. Стратегически, если оценивать это решение в масштабах экономики всего государства, оно абсолютно разумно, но у всех ли руководителей региональных органов власти достаточно политической воли и экономической мудрости?
Вот наглядный пример. 12 ноября 2012 года президент России Владимир Путин подписал поручение (№ ПР-3028) о разработке и внедрении программ по применению композитных материалов в ключевых секторах экономики. Цель – развитие инновационных импортозамещающих производств, создание рабочих мест, увеличение безремонтного срока эксплуатации конструкций и значительная экономия бюджетных средств. Но до сих пор 61 субъект РФ не выполняет это поручение! Сомневаюсь, что в случае с предоставлением налоговых льгот ситуация будет кардинально отличаться. Не логичнее ли перенести вопрос о включении предприятий в реестр участника промышленного инвестиционного проекта на федеральный уровень, проводить эту работу в тесном сотрудничестве с бизнес-сообществом, отраслевыми объединениями? Как минимум, такой подход можно предусмотреть в отношении стратегически важных с точки зрения импортозамещения, инновационных производств.
Кризис уже начался, повернуть время вспять невозможно. Но бизнесу важнее долгосрочные прогнозы. Какие экономические условия будут созданы государством после пожарных антикризисных мер? Чтобы такое понимание возникло, требуется комплексный подход к промышленной политике: выделение и поддержка приоритетных отраслей, обеспечение спроса со стороны госкомпаний и многое другое.
В среду «Деловая Россия» обозначила эту позицию главе Минпромторга Денису Мантурову. На мой взгляд, министр нас услышал: мы договорились о том, что подготовим предложения с нашим видением антикризисных мер и передадим их в министерство. Надеюсь, что нас услышит и Минфин.
Владимир Путин не раз говорил, что в сложных ситуациях особенно важно объединяться. Промышленная политика может быть эффективной только в том случае, если мы будем действовать сообща – органы власти, бизнес-сообщество, общественность.