Ни для кого не секрет, что за громкими словами и красивыми цифрами часто маскируется отсутствие каких-либо реальных достижений. К сожалению, не является исключением и ситуация с переводом российского ЖКХ на приборный учет тепла. В последнее время число установленных у потребителей теплосчетчиков стало своеобразным мерилом энергоэффективности регионов. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что установка приборов учета еще не означает переход к расчетам за потребляемое тепло по факту. Отсутствие четких и однозначных законодательных формулировок сводит на нет многие результаты и достижения.
Мы будем жить теперь по-новому?
Самой «красивой» статистикой могут похвастаться те города и населенные пункты, где велика доля относительно новых домов в составе жилого фонда. Именно новостройки, установка теплосчетчиков в которых предусмотрена проектом, и обеспечивают «средние по больнице» показатели.
Однако установить – еще не значит использовать.
«Да, сейчас застройщики в обязательном порядке снабжают приборами учета все возводимые жилые здания. Более того, пока дом не сдан и находится на балансе у строительной организации, она рассчитывается с тепловой компанией согласно показаниям прибора, – объясняет Вячеслав Бурмистров, начальник участка Лобненских тепловых сетей. – Но после сдачи объекта госкомиссии счетчик запирают на ключ и оставляют до лучших времен. При этом жильцы дома могут даже не догадываться о его существовании, хотя, конечно, у теплосети эта информация есть. Почему? Никакого злого умысла здесь нет, просто согласно действующему законодательству принять прибор учета на баланс может только юридическое лицо, т.е. ТСЖ. До его образования, а значит, на неопределенный срок прибор остается «бесхозным». Да и не можем мы (тепловые сети. – Прим. автора) требовать расчета по показаниям общего теплосчетчика от группы частных лиц».
Конечно, принять прибор учета на баланс может эксплуатирующая организация. Но для этого собственники должны принять решение о переходе на приборный учет и заключить с ней договор на обслуживание узла учета. Кроме того, не всякая УК горит желанием заниматься эксплуатацией сложного оборудования, особенно если соответствующих специалистов в ее штате нет. А пока суть да дело – вполне может закончиться межповерочный интервал и узел учета снова станет «нелегитимным». «Все многоквартирные жилые дома, построенные в нашем городе за последние 10 лет (а их несколько десятков), оборудованы узлами учета тепловой энергии, – рассказывает Николай Суслин, директор компании «Теплосервис» (г. Реутов). – При этом используются для коммерческого учета единицы приборов». В качестве основной причины такого положения дел специалист называет отсутствие законодательной базы, регулирующей взаимоотношения между теплоснабжающими организациями, коммунальными службами и потребителями.
Показательно и другое. Необязательность приборного учета становится причиной формального подхода к выбору оборудования. Находятся и те, кому это на руку. «Сложившийся на сегодня порядок вещей позволяет некоторым производителям теплосчетчиков лоббировать свои интересы, в результате чего на рынок попадают приборы сомнительного качества, – говорит Николай Суслин. – Организации, заинтересованные в длительной и бесперебойной работе приборов учета, выбирают надежные, проверенные временем теплосчетчики, такие как MULTICAL® производства компании Kamstrup. Однако иногда попадаются приборы учета (например, электромагнитные с врезными датчиками), которые невозможно даже проверить. Но это никого не беспокоит, ведь приборный учет необязателен».
В такой ситуации судьба коммерческого учета попадает в полную зависимость от интересов той или иной стороны, а теплосчетчик превращается в разменную монету в хозяйственных спорах. Поэтому до тех пор, пока его использование в расчетах за тепловую энергию не станет обязательной нормой, у кого-то всегда будет оставаться соблазн списать свои убытки на счет другой стороны. Вот и получается, что наличие в доме теплосчетчика вовсе не подразумевает перевод потребителей на приборный учет тепла.
А воз и ныне там
Если же говорить о районах старой застройки, то здесь ситуация еще сложнее. Немногочисленные приборы учета, установленные в основном в рамках различных муниципальных программ, зачастую так и не находят своего применения.
Показателен пример города Томска. Уже более 5 лет прошло с тех пор, как здесь стартовала инициированная городскими властями программа «Народный счетчик». В качестве одной из ее целей было названо снижение размера платежей за отопление для населения. Однако ожидаемого эффекта добиться не удалось. Жители изношенных домов не хотели платить лишние деньги за обогрев улицы, коммунальные службы не торопились приводить жилье в соответствие с нормами энергоэффективности, а ресурсы городского бюджета на дотацию энергорасточительных объектов оказались очень быстро исчерпаны.
Много разногласий возникло и по вопросу о принадлежности и обслуживании теплосчетчиков: приборы не раз переходили из рук в руки. Не желая нести убытки, тепловая компания снова перевела потребителей на оплату по нормативу. За прошедшее время половина из более чем 2000 установленных приборов учета вышла за рамки межповерочного интервала, а часть – и вовсе разграблена. Таким образом, и по сей день программа «Народный счетчик» находится в подвешенном состоянии . А вместе с ней – и сами счетчики.
Многочисленные и неоднократные попытки найти устраивающий всех выход из положения упираются в уже знакомую нам преграду – отсутствие законодательной базы: нормативно-правовых актов, позволяющих соблюсти баланс интересов поставщиков и потребителей энергоресурсов. А также определяющих, в чьей собственности должны находиться узлы учета, кто должен оплачивать их установку и обслуживание, снимать показания счетчиков и передавать их в энергонадзор. «Основная проблема на сегодняшний день заключается в отсутствии четкого регламента, определяющего обязательное применение теплосчетчиков и порядок расчетов по их показаниям, – говорит Вячеслав Бурмистров. – Есть ряд подзаконных актов – правил, инструкций, рекомендаций, постановлений и т.п., – однако в отсутствие самого закона о теплоснабжении польза от них невелика».
Итак, складывается парадоксальная ситуация, когда установка теплосчетчиков не решает проблем учета, так как чаще всего приборы просто остаются без дела. Истинная причина такого положения, несмотря на кажущиеся различия, всегда одна и та же: отсутствие у коммерческого учета полноценной законодательной основы. Именно поэтому скорейшее принятие федерального закона «О теплоснабжении» должно способствовать оздоровлению ситуации в коммунальной отрасли и повышению эффективности ее реформирования.