С 1 января 2015 года вступили в силу поправки в Земельный кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс), вносящие существенные изменения в механизм осуществления государственного земельного надзора.
В новой редакции Кодекса обновлена глава XII «Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, общественный и производственный контроль за использованием земель». Таким образом, производственный земельный контроль упраздняется.
В Кодексе установлено, что положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» применяются при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и, в том числе граждан с учетом особенностей, установленных Кодексом.
Кроме того, в указанной главе Кодекса закреплена компетенция должностных лиц федеральных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного земельного надзора.
Так, они вправе проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства, беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии акта о назначении проверки получать доступ на участки, а также проводить административное обследование объектов земельных отношений.
При выявлении признаков нарушений результаты таких обследований могут являться основанием для проведения внеплановых проверок. Указанная норма является своего рода новеллой в земельном законодательстве.
При этом, в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в перечень видов госконтроля (надзора), в отношении которых могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок, включены государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль.