Специалисты Аналитического и консалтингового центра инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet – лидера продаж новостроек в Московском регионе – подвели итоги 2014 года на первичном рынке в «старых» границах Москвы в сегментах эконом и комфорт без учета апартаментов и выяснили, что за год объем предложения комфорт-класса увеличился на 51,2%, достигнув 450 тыс. кв. м, а в экономклассе – сократился на 45% и составил 65,8 тыс. кв. м. На конец 2014 года средневзвешенная цена предложения в комфорт-классе относительно аналогичного периода прошлого года незначительно сократилась на 0,3% и находилась на уровне 145,2 тыс. руб./кв. м, а в экономклассе – продемонстрировала прирост на 32,4%, достигнув 170,7 тыс. руб./кв. м.
Значительное сокращение объема предложения в экономклассе связано с высоким спросом на доступное жилье в первом и четвертом кварталах 2014 года, в частности в таких основных проектах в этом сегменте как мкрн. «Некрасовка-Парк», ЖК «Большое Кусково» и ЖК «Вершинино». А значительный рост объема предложения в комфорт-классе обусловлен выходом на рынок нескольких крупных проектов: мкрн. «Северный», ЖК «Лефорт», ЖК «Ландыши», жилого квартала Life-Митинская Ecopark, а также двух корпусов в ЖК «Эталон-Сити» и второй очереди строительства ЖК «Белый Парк».
По итогам четвертого квартала в комфорт-классе предлагалось 28 проектов или 72 корпуса общей площадью 450,2 тыс. кв. м, доля предложения комфорт-класса на столичном рынке новостроек занимала 28% по количеству корпусов и 32,3% по суммарной площади квартир. В экономклассе было представлено 24 корпуса в 5 проектах общей площадью 65,8 тыс. кв. м. Доля экономкласса составила 9,3% по количеству корпусов и 4,7% по суммарной площади квартир.
При распределении объема предложения квартир по бюджету покупки в комфорт- классе в основном предлагались квартиры в ценовом диапазоне от 4,5 до 9,5 млн рублей – 64%. В экономклассе основу составили квартиры от 5,5 до 9,5 млн рублей – 44%.
При распределении предложения по площадям квартир наибольший объем предложения в комфорт-классе относился к квартирам площадью 40-50 кв. м – 28%, а также к квартирам площадью 60-70 кв. м – 24%. В экономклассе основной объем предложения был представлен квартирами 60-70 кв. м – 34% и 70-80 кв. м – 27%.
При распределении предложения по количеству комнат в комфорт-классе бòльшая часть предложения была сосредоточена на однокомнатных квартирах – 42,9%. В экономклассе бòльшую часть предложения составили двухкомнатные квартиры – 62,3%, на втором месте были трехкомнатные квартиры – 22,8%, поскольку повышенный спрос на самые бюджетные объекты в четвертом квартале способствовал значительному вымыванию однокомнатных квартир.
Бòльшая часть предложения комфорт-класса находилась в Южном административном округе – 49,8%, где реализуется два масштабных проекта – мкрн. «Царицыно» и мкрн. «Загорье». На втором месте по объему предложения комфорт-класса оказался Юго-Западный административный округ – 21,1%, на территории которого в четвёртом квартале открылись продажи в двух корпусах ЖК «Эталон-Сити» и новом ЖК «Ландыши». В экономклассе основной объем предложения реализуется в Южном административном округе – 64,5%, на втором месте – Юго-Восточный административный округ (33,6%).
Наиболее высокая цена в комфорт-классе была зафиксирована в Северо-Западном административном округе – 220,7 тыс. руб./кв. м. Наиболее бюджетное предложение относится к Зеленограду – 105,3 тыс. руб./кв. м. В экономклассе наиболее высокая цена была отмечена в Южном административном округе – 206,1 тыс. руб./кв. м, поскольку в округе представлен только один проект – ЖК «Вершинино», где в стоимость квартиры входит отделка и машиноместо. Наиболее бюджетное предложение в экономклассе находилось в Юго-Восточном административном округе – 103,1 тыс. руб./кв. м.
«В 2014 году объем предложения экономкласса сократился почти вдвое, несмотря на то, что на рынок в этом сегменте вышел новый объем предложения в уже существующих проектах. В целом за счет высокого спроса в четвертом квартале 2014 года реализуемые объекты увеличились в стоимости, что позволило средней цене в экономклассе «обогнать» комфорт-класс на 17,5%. Тогда как комфорт-класс в уходящем году, напротив, упрочил свои позиции на рынке, в этом сегменте вышло 4 проекта и несколько новых корпусов в уже реализуемых объектах за счет чего средняя цена в комфорт-классе почти не претерпела изменений. Таким образом, тенденция по “уходу” экономкласса на пределы “старой Москвы” в 2014 году продолжилась, что отчасти подтверждается и ростом доли апартаментов, которые на сегодня восполняют на столичном рынке новостроек дефицит доступного предложения», – резюмирует Владимир Богданюк, руководитель Аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet.