Федеральная антимонопольная служба РФ планирует проверить ряд крупных международных фармкомпаний с целью защиты конкуренции на российском рынке, а также для того, чтобы оценить влияние производителей лекарств на врачебное сообщество. По мнению представителя ФАС Тимофея Нижегородцева, органы управления здравоохранением не заинтересованы в закупках отечественных препаратов, именно потому, что международные фармкомпании имеют специальные бюджеты, выделенные на завязывание отношений с врачами. Через врачей формируется потребность пациентов в лекарствах, что сказывается и на системе организации государственных закупок лекарственных препаратов. Как результат – многие аукционы по закупкам медикаментов в рамках государственных программ выигрывают только зарубежные производители.
В настоящее время в России не существует штрафных санкций за то, что международные производители лекарств стимулируют российских врачей выписывать пациентам именно их лекарства. Крайне показательно как в России в последние годы стабильно увеличивается количество медицинских представителей, главная цель деятельности которых – рост продаж тех или иных препаратов.
По мнению генерального директора Национальной Дистрибьюторской компании Настасьи Ивановой, «соблюдение этических норм при продвижении фармацевтической продукции является серьезной проблемой для многих стран. И в России эта проблема не менее актуальна, чем, к примеру, в США, где, по данным экспертов, фармкомпании ежегодно тратят на одного врача порядка 13 тыс. долл., а в целом на стимулирование продаж лекарственной продукции - более 15 млрд. А поскольку производители лекарств, во-первых, работают персонально, а во-вторых, не только с врачами, но и с провизорами, человек, желающий приобрести лекарство, отказывается в ситуации, когда и в больнице, и в аптеке его, по сути, понуждают покупать определенные «простимулированные» лекарства. И чаще всего такой человек даже не представляет какие компании в этот момент сошлись в схватке за его выбор и, соответственно, его кошелек. В нашей жизни совершенно стандартна ситуация, при которой врач выписывает пациенту одно лекарство, а в аптеке ему продают совершенно другое, давая совет, что это лекарство более доступное или эффективное».
Это мнение подтверждает и редактор фармацевтического портала Pharm-MedExpert.Ru Иван Данилов: «в арсенале фармкомпаний множество самых различных, зачастую не совсем этичных, методов работы с врачебным сообществом – фирменные сувениры, отслеживание выписанных рецептов, регулярные приглашения на «круглые столы» и научные конференции с обязательным фуршетом. На таких мероприятиях о побочных эффектах или противопоказания препаратов говорят обычно вскользь. Фармкомпании целенаправленно формируют списки лояльных к их продукции врачей. Важный момент и налаживание позитивных отношений со СМИ, фармкомпании тратят тысячи долларов на скрытую рекламу препаратов и регулярно организовывают с целью получения позитивных материалов в СМИ полностью обеспеченные пресс-туры для журналистов на заводы, в том числе за рубеж». По мнению экспертов, можно предположить, что в нашей стране нет ни единой фармкомпании, которая бы не использовала в своей работе неэтичные методы продвижения своей продукции.
Как известно, самый яркий пример взаимодействия между производителями лекарств и врачами состоялся с участием корпорации Pfizer, которая была оштрафована более чем на 2,3 млрд. долл. именно за «стимулирование врачебного сообщества к введению в заблуждение потребителей». Компания Pfizer не только приписывала некоторым своим препаратам новые свойства, но и навязывала покупку этих лекарств через врачей, которые прописывали их своим клиентам, нередко без прямой необходимости.