SMS-рассылки и SMS-спам — два полярно разных понятия, которые соприкасаются только в том, что имеют один канал поступления к абоненту. Проще сказать, SMS-спам — это разновидность SMS-рассылок. Результатом долгих терроризирований абонентов сообщениями спамного характера стало то, что у многих такое понятие, как SMS-рассылка, не ассоциируется ни с чем хорошим и полезным, а всего лишь вызывает негативные эмоции. В данном случае позиция пользователя мобильной связи абсолютно понятна: он не давал согласие на получение таких сообщений; и хорошо, если это просто реклама какого-нибудь супермаркета, но, а если речь идет о далеко не безобидных развлечениях спамеров, таких как рассылка сообщений с вирусным программным обеспечением, с помощью которого злоумышленники получают полный доступ к мобильному устройству. Кроме того, довольно часто абоненты получают сообщения о блокировке банковской карты или, еще хуже, с завуалированным предложением купить наркотики и, что особенно плохо, такое сообщение может прийти ребенку.
Конечно, учитывая сложившуюся ситуацию, абонентам нелегко по достоинству оценить плюсы SMS-рассылок, ведь в действительности они могут быть полезными и клиентоориентированными. Практически всех привлекает заветное слово «Sale», все любят скидки и выгодные акции, благодаря которым можно приобрести товары дешевле и сэкономить. SMS-рассылка с новостью о том, что любимый магазин устроил распродажу со скидкой до 50% на все товары, не так уж и плоха и скорее обрадует, чем расстроит. Компании и бренды, которые правильно используют данный инструмент маркетинга, не только увеличивают объем продаж, но и повышают уровень лояльности клиентов и их удовлетворенности от взаимодействия с компанией.
Но вся соль не в этом, а в недавно принятых поправках к закону РФ «О связи», которые еще раз подтверждают заинтересованность Госдумы в решении проблемы спам-рассылок. Согласно данному закону, абонент должен получать SMS-рассылку, только если он предварительно дал на это согласие. При отсутствии согласия абонента за одно спам-сообщение последует штраф в размере 100 000 руб., который придется оплачивать заказчику рассылки.
Разумеется, встает вопрос, как данный законопроект повлияет на рынок SMS-рассылок. Для того чтобы разобраться в ситуации, рассмотрим неофициальные данные, согласно которым на данный момент 90-95% всего SMS-спама идет через региональных операторов. Они держат рынок, благодаря бессовестно низким ценам и возможности отправлять так называемый белый спам без согласия абонентов. Некоторые телекоммуникационные компании готовы предложить стоимость в 2,5 коп. за одно сообщение (в зависимости от количества трафика), в то время как средняя стоимость таких каналов составляет 3-5 коп. Непрямое подключение позволяет региональным операторам уберечь своих заказчиков от баснословного штрафа, даже в случае если заказчик не сможет предоставить или доказать согласие абонента на отправку ему SMS-сообщений. Впрочем, это вовсе не означает, что мошеннические рассылки, запущенные по непрямым каналам, останутся безнаказанными, за них также будет штраф.
Тем не менее, несмотря на все вышеперечисленные преимущества непрямых подключений, в последнее время доставка SMS-сообщений через данные каналы становится все хуже и хуже. Причины такого ухудшения очевидны: если до определенного момента региональные операторы успешно обходили все спам-фильтры крупнейших операторов РФ, то теперь сделать это становится сложнее и, как результат, качество доставки уже не то. Ведущие провайдеры услуг мобильной связи не дремлют и совершенствуют свои антиспам-платформы, тем самым не оставляя шансов даже для тех, кто знает все премудрости, как перехитрить фильтры. Несмотря на то что на непрямых подключениях не только привлекательные цены, но и есть возможность платить исключительно за доставленные SMS-сообщения, это не спасает их от неминуемого регресса.
По неофициальным источникам, 21 октября — это та самая роковая дата, когда будут заблокированы непрямые подключения. С одной стороны, принятие данного законопроекта похвально и должно существенно уменьшить количество спама. С другой стороны, есть проекты с небольшим бюджетом, которые заинтересованы в рассылках рекламного характера, но финансово могут себе позволить только непрямые каналы, так как стоимость прямых слишком высокая. Поэтому главным остается вопрос: а есть ли компании, которые просчитали ситуацию на несколько шагов вперед и смогут совладать с ней? Сервис SMS-рассылок Bulkness не боится перемен, более того, мы им даже рады, ведь это всегда возможность для нас посмотреть на рынок с иной стороны и усовершенствовать свои каналы. У нас есть выход из сложившихся обстоятельств, мы знаем, как сделать так, чтобы компании продолжали использовать SMS-рассылки в качестве мощного маркетингового оружия, в то же время не нарушая закон. Мы уже подготовили решения и готовы их предоставлять, тем не менее средняя стоимость новых каналов — 7-15 коп. за одно отправленное SMS-сообщение.
Однозначно, спама станет меньше, в этом никто не сомневается: сумма штрафа — немаленькая, рисковать мало кому захочется, да и стоимость в 3 коп. за сообщение теперь попробуй найди, платить в любом случае придется больше. Однако, это не означает, что об SMS-рассылках можно будет надолго забыть, выход есть всегда, главное, адаптироваться к нововведениям и продолжать качественно предоставлять услуги.