Система саморегулирования в строительстве базируется, условно говоря, на двух составляющих. Первая, стратегическая, включает в себя законодательное регулирование, администрирование всей системы и надзор со стороны регулятора. Вторую можно назвать «практикой на местах» - то есть реальной практикой управления СРО.
Указанная практика до сих пор остается во многом не детализированной и не унифицированной, что оставляет пространство для разночтений и даже злоупотреблений. В настоящее время Рабочая группа по вопросам корпоративных отношений и процедур принятия решений органами саморегулируемой организации при Совете ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности занимается подготовкой профильных Методических рекомендаций. Проект Методических рекомендаций по организации работы органов управления саморегулируемой организации в подробностях регламентирует проведение общего собрания членов саморегулируемой организации и заседания постоянно действующего коллегиального органа управления СРО.
Документ содержит все необходимые сведения для оптимизации управления СРО. В частности, особое место в нем отведено разграничению управленческих полномочий между общим собранием членов СРО (далее – общее собрание) и коллегиальным органом управления СРО (далее – коллегиальный орган).
К исключительной компетенции общего собрания относится широкий перечень вопросов. Так, общее собрание утверждает устав некоммерческой организации и внесение в него изменений. Осуществляет избрание членов коллегиального органа, досрочное прекращение его полномочий или полномочий отдельных его членов. Утверждает меры дисциплинарного воздействия, порядок и основания их применения, порядок рассмотрения дел о нарушении членами СРО требований, стандартов и правил организации, условий членства. Определяет приоритетные направления деятельности СРО, принципов формирования и использования ее имущества. Утверждает отчеты коллегиального органа и исполнительного органа СРО, смету и ее изменения, годовую бухгалтерскую отчетность. Принимает решения о добровольном исключении сведений о СРО из госреестра, о реорганизации или ликвидации некоммерческой организации, назначает ликвидатора или ликвидационную комиссию. Рассматривает жалобы лица, исключенного из членов СРО, на необоснованность принятого коллегиальным органом решения об исключении. Дополнительно к компетенции общего собрания могут быть отнесены назначение на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа СРО, и его досрочного освобождения от должности, а также вопросы принятия иных решений в соответствии с федеральными законами и Уставом.
В свою очередь, Методические рекомендации устанавливают сферу компетенции и коллегиального органа. Коллегиальный орган управления утверждает стандарты и правила СРО, а также внесение в них изменений. Создает специализированные органы СРО и утверждает положения о них, а также правила осуществления ими деятельности. Назначает аудиторскую организацию для проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, принимает решение о проведении проверок деятельности исполнительного органа СРО. Представляет общему собранию кандидатов для назначения на должность исполнительного органа СРО. Утверждает перечень лиц, кандидатуры которых могут предлагаться в качестве третейских судей в третейском суде, образованном СРО. Принимает решения о вступлении в члены СРО или об исключении по основаниям, предусмотренным уставом. Рассматривает иные предусмотренные уставом саморегулируемой организации вопросы. В проекте есть оговорка следующего содержания: вопросы, относящиеся к компетенции коллегиального органа в части, касающейся утверждения стандартов и правил СРО и внесения в них изменений, создания специализированных органов СРО, утверждения положений о них и правил осуществления ими деятельности могут быть отнесены к компетенции общего собрания.
Совершенно очевидно, что проект Методических рекомендаций предлагает четкую, унифицированную схему разграничения полномочий по управлению между общим собранием и коллегиальным органом, предусматривая возможность их частичного, хотя и очень ограниченного, перераспределения.
Кроме того, в проекте прописаны процедуры деятельности общего собрания и коллегиального органа управления, представлены образцы документов (бюллетеней, протоколов и пр.). Соблюдение процедур и оформления самих решений в соответствии с действующим законодательством позволяет избежать двусмысленных ситуаций, когда легитимность принятых решений подвергается сомнению. Таким образом, Методические рекомендации закладывают основы эффективного управления саморегулируемой организацией по единому образцу. Ожидается, что в ноябре 2014 года проект будет представлен Рабочей группой на тематической конференции, организуемой Советом ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности.
Как отмечает Дмитрий Мурзинцев, генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс», руководитель Рабочей группы по вопросам корпоративных отношений и процедур принятия решений органами саморегулируемой организации: «Вопрос разграничения полномочий общего собрания членов СРО и коллегиального органа управления СРО – злободневен. На сегодняшний день не существует единого подходка к управлению саморегулируемой организацией, позволяющего сформировать прочную практическую базу, соответствующую требованиям законодательства. Настоящие Методические рекомендации предлагаются как основа подобной практики, которая должна обеспечить оптимальное управление деятельностью СРО».