Изменения законодательства, обязывающие граждан Российской Федерации, имеющих иностранное гражданство, вид на жительство или иной документ подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, подать письменное уведомление в территориальный орган в сфере миграции, вступают в силу 4 августа 2014 года.
За граждан РФ, не достигших возраста 18 лет, либо ограниченных в дееспособности, исполнить данную обязанность должны будут их законные представители. Уведомление необходимо будет подать в течение 60 дней со дня вступления закона в силу (то есть, до 4 октября 2014 года), а после вступления указанного закона в силу в течение шестидесяти дней со дня приобретения гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.
От такой обязанности освобождаются граждане РФ, которые постоянно проживают за рубежом. Также до 31 декабря 2015 года от обязанности письменного уведомления освобождаются граждане Российской Федерации, приобретшие гражданство в соответствии с договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в республики в Российскую Федерацию.
За неисполнение указанной обязанности по уведомлению устанавливается уголовное наказание в виде штрафа 200000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период одного года либо обязательных работ на срок до 400 часов. А за нарушение установленного порядка подачи уведомления – административное наказание в виде штрафа в размере до 1000 рублей.
Введение обязанности уведомления - вполне обычная практика, при которой ведется учет государственной принадлежности граждан, создание своего рода информационной базы данных. Государство имеет право знать, перед какой еще страной у ее гражданина есть законодательные, налоговые и иные обязательства. Само по себе уведомление о втором гражданстве никаких ограничений для гражданина не влечет: он не ограничивается в возможностях и не лишается каких-либо прав. Так, ст. 62 Конституции Российской Федерации предусматривает, что «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором».
Соответственно, ничто не мешает гражданину проинформировать уполномоченные органы о факте наличия у него иностранного гражданства. При этом намеренное сокрытие факта наличия иностранного гражданства может вполне закономерно иметь противоправный умысел. Обязательное уведомление поможет избежать ситуаций, когда граждане, скрыв факт наличия иностранного гражданства, противозаконно, к примеру, занимают определенные должности, имеют доступ к государственной тайне, при реализации избирательного права и в ряде других обстоятельств, при которых недопустимо наличие иностранного гражданства. До принятия закона подобным нарушителям грозило только лишь увольнение с должности без какой-либо дополнительной ответственности за правонарушение.
Наличие дополнительного иностранного гражданства служит препятствием для занятия ряда государственных должностей для госчиновников, военнослужащих, сотрудников силовых ведомств (ФСБ, прокуратура и т.д.).
Двойное гражданство, при котором государство воспринимает иностранца сразу как гражданина двух стран в период пребывания в Российской Федерации, реализуется только в случае, если Российской Федерацией подписано с соответствующим государством соглашение о двойном гражданстве.
В настоящее время такого рода соглашения, признающие двойное гражданство, заключены Российской Федерацией со следующими государствами:
- с Республикой Южная Осетия (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия, подписан 17 сентября 2008 г., действует с 7 декабря 2008 г.);
- с Республикой Абхазия (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия, подписан 17 сентября 2008 г., действует с 7 декабря 2008 г.);
- с Республикой Таджикистан (Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства, подписан 7 сентября 1995 г., действует с 29 декабря 1996 г.);
Аналогичное Соглашение было подписано с Туркменистаном и применялось в период с 1994 г. по 2003 г. В 2003 г. Президент Туркменистана ратифицировал выход Туркменистана из Соглашения, однако Российская Федерация пока этого не сделала и формально Соглашение о двойном гражданстве с Туркменистаном продолжает действовать.
Двойное гражданство на законодательном уровне (за исключением некоторых особых случаев) запрещено иметь в таких странах как Норвегия, Япония, Дания, Казахстан, Саудовская Аравия,и ряде других. А к примеру в США граждане этой страны и владельцы «грин-карт», в. т. ч. живущие и работающие в основном за рубежом, обязаны отчитываться обо всех своих доходах перед налоговыми органами США и уплачивать с них американские налоги, т.е. существует двойное налогообложение (исключения составляют международные налоговые соглашения с некоторыми странами). И в сравнении с указанными государствами требование простого уведомления о наличии иностранного гражданства представляется вполне демократичным.