Андрей Сахаров, Управляющий Партнер ИК Прайм Марк, сегодня выступил на РБК-ТВ с комментариями относительно ситуации с высокой долговой нагрузки российских компаний нефтегазового сектора, обеспокоенность которой в настоящее время высказывается рядом экспертов, в частности в статье, размещенной в газете «Ведомости».
Андрей отметил, что российский рынок целиком во власти психологических факторов, связанных с введением санкций - при том, что фундаментальные показатели явно не настолько критичны, как их рисуют многие участники, в том числе рейтинговые агентства, особенно американские.
Очевидно, рублевую задолженность рассматривать не следует так как государство безболезненно может поддерживать государственные и крупные частные компании сколь угодно долгое время, учитывая возможности рефинансирования со стороны ЦБ. Что касается валютного долга, то цифры задолженности надо сопоставлять с общим объемом экспорта РФ – это около 530 млрд. долл. ежегодно, и объемом ЗВР 470 млрд долл. Это в 30 раз больше чем совокупные внешние выплаты всех российских компаний в ближайшие 4 года – 112 млрд долл. США.
Также Андрей обратил внимание на то, что если переходить к частностям, то у Газпрома чистый долг перекрывается даже одной EBITD-ой (прибылью до налогов и амортизавцией) за 2013 год – 55 млрд. долл. Плюс к этому на счетах компании находятся 21 млрд долл. - а выплатить до 2019 года предстоит 26 млрд. Т.е. при желании Газпром может прямо сейчас закрыть всю свою задолженность. Роснефти предстоит выплатить 47 млрд долл., но доналоговая прибыль за последний год составила 32 млрд. долл. , а на расчетных счетах находятся еще 20 млрд. долл. Предоплаты китайских потребителей. У Лукойла схожая ситуация по обеспеченности ликвидностью.
Таким образом, экспортеры многократно перекрыты своей валютной выручкой, а компании внутреннего рынка на случаи финансовых санкций обеспечены мощной валютной «подушкой» Минфина и ЦБ.
Платежеспособность российских голубых фишек не вызывает никаких сомнений до тех пор, пока российские нефть и газ будут экспортироваться в Европу. При этом, по мнению Андрея, надо осознавать, что отказаться от экспорта российского газа Евросоюз не сможет, по крайней мере в ближайшие 2-3 года – так как многие страны зависят от российского газа не на 20-40 % как Франция или Германия, а на 100%, как Финляндия и Болгария.
Вместе с тем, несмотря на более чем мощные фундаментальные показатели российских компаний, в настоящий момент накал геополитическтого противостояния настолько велик, что относится к вложениям в российские активы следует с крайней осторожностью.