Этим летом в третий раз начинается набор в бесплатную магистратуру НИУ ВШЭ для учителей словесности. Первые два года работы магистратуры «Филологическая герменевтика школьной словесности» показали: к нам приходят очень интересные люди, испытывающие «голод» по яркой профессиональной среде. Это учителя (и не только учителя словесности – есть у нас и учителя начальной школы, музыки, и даже завлит детского театрального коллектива), преподаватели филологических вузов, редакторы СМИ и издательств, работающих на образование, библиотекари. Магистратурой заинтересовались не только москвичи, но и иногородние коллеги, и даже наши соотечественники, живущие за рубежом, например, учителя-словесники из Вашингтона. Их обучение вполне возможно – магистратура очно-заочная.
Учебная программа магистратуры не похожа на привычные программы филологических факультетов. Что же в ней необычного? Она решает нестандартные задачи, актуальные для сегодняшнего образования. Интернет-эпоха меняет мышление человека и общества, меняются и представления о том, каким должно быть образование. Традиционно наше образование монологично и репродуктивно: учитель транслирует ученику знания – тот должен их воспринять и воспроизвести. Эта черта образования складывалась столетиями. В Средние века ученики и студенты дословно заучивали определения, не понимая их смысла. Так было еще во времена Ломоносова. Так бывает и сегодня. Очевидно, что образование должно стать интерактивным.
Наше образование линейно: оно ведет ученика от параграфа к параграфу, в условной логике автора курса. При этом лакуны и не проясненные места остаются всегда. Интернет же учит воспринимать мир как гипертекст. Поэтому так остро встает сегодня проблема самообразования – осознанного заполнения лакун. Но самообразованию тоже нужно учить. Это способен делать только постоянно растущий учитель.
Чтобы воспитать в учениках самостоятельность мысли, нужно не бояться ставить перед ними вопросы, не имеющие однозначного решения, или вопросы, ответ на которые учителю заранее не известен. Для такой манеры преподавания нужна не только отвага. Нужен достаточно высокий профессионализм, нужно, чтобы сам учитель имел вкус к исследованию.
Все это учитывает программа нашей магистратуры: кроме курсов, развивающих языковое чувство, читательскую и исследовательскую интуицию (Языковая стилистика литературного произведения, Элементы стиховедения, Техники анализа и интерпретаций в различных школах литературоведения и др.), в программе предусмотрен ряд дисциплин, помогающих воспринимать произведение в контексте — художественном, историческом, политическом (Литература и политическая и социальная история, Литература и история европейской философии, Литературная жизнь XIX-XX веков в мемуарах и документах, Литература в ряду других искусств, Русская словесность на фоне европейской и др.). Все курсы выстроены вокруг научно-исследовательского семинара. Сделано это для того, чтобы магистранты были не только слушателями, но и исследователями, чтобы они и подключались к разнообразным научно-исследовательским проектам (и даже инициировали их), и умели руководить исследованиями собственных учеников. Благодаря системообразующей роли научно-исследовательского семинара наша программа в настоящий момент не имеет аналогов и оказывается вне конкуренции.
Подведем итог: магистратура «Филологическая герменевтика школьной словесности» готовит штучных специалистов – исследователей и экспертов в области филологического образования. Коллеги, приходите! Мы ждем вас.
Абелюк Евгения Семеновна, руководитель магистерской программы, заслуженный учитель РФ, отличник народного образования, учитель Лицея №1525 «Воробьевы горы».