В Общественной палате состоялось учредительное собрание Российской ассоциации общественного контроля (РАОК). Среди задач Ассоциации — контроль в сфере государственных закупок и расширение возможностей участия в них малого и среднего бизнеса. Это направление работы будет курировать Сергей Фахретдинов, член Общественной Палаты, Член Координационного совета «Деловой России».
— Объем российского рынка госзакупок (с учетом естественных монополий и компаний с государственным участием) в 2013 году составил 13,9 трлн. рублей, — отмечает Сергей Фахретдинов. — Это почти четвертая часть номинального объема ВВП. Система ориентирована на интересы крупного бизнеса, в первую очередь на аффилированные или дочерние компании заказчиков. Мы не умаляем их значение в развитии масштабных инфраструктурных проектов, связанных с особой сложностью и безопасностью граждан в различных отраслях. Но можно констатировать: малый и средний бизнес в госзакупках практически не представлен, — пояснил Сергей Баянович.
В чем причины этого явления и как можно изменить состояние дел, учредители ассоциации обсудили в ходе секции «Общественный контроль в сфере госзакупок», которую вел Сергей Фахретдинов. Участники дискуссии – представители общественных объединений, госкомпаний, а также регулирующих органов отметили, что сложности существуют как со стороны государственных заказчиков, так и исполнителей.
Госзаказчик часто сталкивается с демпингом фирм-однодневок, низкой квалификацией их работников, экономией на технологиях и низким качеством работ. Доступ малого и среднего бизнеса к госзакупкам осложняется непрозрачностью системы и административными барьерами.
Сейчас доля субъектов малого и среднего бизнеса в прямых закупках в госсекторе ничтожно мала: не более 2%. В то же время, формируется позитивный тренд: общество, государство и бизнес начали договариваться о «правилах игры», совместно развивать систему общественного контроля. Важным элементом в этой сфере стала «дорожная карта» «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», утвержденная Правительством РФ. В соответствии с этим документом предприятия МСБ уже к 2015 году смогут получить доступ к 10% от общего объема закупок крупнейших государственных компаний и целый ряд других преференций и инструментов развития.
Участники дискуссии сделали особый акцент на необходимости разработки и внедрения обучающих программ; создания института квалифицированных экспертов. Прозвучали идеи о том, что обучающие функции могли бы взять на себя крупные госкорпорации, заинтересованные в развитии конкурентной среды; а в сети Интернет следует создать открытый реестр независимых экспертов в сфере общественного контроля закупочной деятельности.
Участники согласились, что потенциал развития системы общественного контроля в сфере госзакупок еще далеко не исчерпан. И в этой связи большие надежды возлагаются на Российскую ассоциацию общественного контроля, которая призвана стать базовой площадкой с огромным синергетическим потенциалом. Она будет координировать совместные действия Общественных Советов, объединений граждан, бизнес - ассоциаций, федеральных и региональных органов власти в сфере развития общественного контроля; придавать им логику, системность и нацеленность на результат.
Краткая справка о Сергее Фахретдинове
Сергей Баянович Фахретдинов – председатель совета директоров группы компаний «Рускомпозит» – национального лидера на рынке геосинтетических и полимерных композитных материалов.
Общественной деятельностью начал заниматься с 2004 года, возглавив Объединение юридических лиц «Союз производителей композитов». В 2007-ом году Сергей Фахретдинов вошел в состав Генерального и Координационного советов Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», а в 2010 году стал руководить Комитетом по государственной политике в транспортной сфере. С 2012 года – Председатель Координационного совета Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве Министерства транспорта РФ.
Возглавляет рабочую группу по разработке и мониторингу «дорожной карты», «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», утвержденной Правительством РФ.