В июне 2014 года маркетинговое агентство Discovery Research Group завершило исследование российского рынка переработки резинотехнических изделий.
С каждым годом количество автомобилей все увеличивается, соответственно растет и объем отходов эксплуатации автомобилей, в том числе изношенных шин. В мире перерабатывается всего около 20% общего объема образования изношенных шин, хотя и существуют различные способы утилизации.
Некоторые изношенные шины могут быть восстановлены. Для восстановления применяются методы холодной и горячей вулканизации.
Не подлежащие восстановлению шины могут перерабатываться различными способами. Данные способы условно делятся на дробление, сжигание и растворение. Дробление изношенных шин может осуществляться механическим или криогенным измельчением, также существуют бародеструкционные и озонные технологии, взрывное разрушение и пр. Наибольшей популярностью пользуются способы механического и криогенного измельчения. Сжигание изношенных шин представлено пиролизом и сжиганием в цементных печах и специальных энергетических установках. Основная цель сжигания - получение энергии. При растворении шин, как и при пиролизе, на выходе получают топливо.
Сейчас оценочно в мире накоплено около 60-80 млн. т изношенных шин. Ежегодный прирост составляет более 10 млн т. Дальнейшее применение находят только около 25% этого объема.
Существуют три основных модели обращения с изношенными шинами: «Свободный рынок», «Налоговая модель» и «Ответственность производителя». При свободном рынке деньги на утилизацию собираются непосредственно при покупке новой шины, в налоговой модели – ответственность за утилизацию возлагается на правительство, в модели ответственности производителя – соответственно на производителя.
В России ежегодно образуется около 1 млн т изношенных автомобильных шин, перерабатывается же не более 10% этого объема.
Оборудование для переработки изношенных шин различными технологиями различается.
Основной инструмент механической переработки – режущий, на выходе получается резиновая крошка. Такая переработка осуществляется на двух видах комплексов оборудования. В состав одного входят: станки удаления бортового кольца; станки первичной нарезки; станки, удаляющие металлокорд; измельчители; машины пневмо- и магнитной сепарации (очистки), вибросито и, наконец, транспортеры. В состав второго: вместо станков нарезки и измельчителей устанавливаются холодильные камеры и прессы, а остальное оборудование - то же самое.
Установка для пиролиза состоит из пиролизной камеры для получения тепловой энергии, сепаратора, емкости для сбора пиролизной жидкости, компрессора и теплообменника для получения пиролизной жидкости и пиролизного газа.
Цена линий механического дробления выше, чем цена пиролизных установок, однако общая цена организации производства во первом случае ниже. Пиролизные установки стоят от 20 тыс. – 1,5 млн долл. Линии механического измельчения производительностью от 3 тыс. тонн в год стоят от 1,5 млн долл.
В России по некоторым оценкам предприятия по переработке шин могут обрабатываться около 150 тыс. тонн сырья в год, однако фактически они редко загружены более, чем на 10-30%.
Бизнес по переработке шин в России интересен многим предпринимателям, так как рынок еще не сформирован, особенно в регионах.
Более активно на российском рынке растут компании, использующие технологию дробления изношенных шин в крошку. Это связано с большей легкостью сбыта конечного продукта – резиновой крошки, и организации выпуска данной продукции. При пиролизе конечным продуктом является топливо, но оно имеет низкое качество, вследствие чего возникают проблемы со сбытом.
Конечный продукт дробления изношенных шин - резиновая крошка - находит применение в кровельных материалах, дорожном покрытии, в обувной подошве, сантехнике, автомобильных ковриках и пр. Выходными продуктами при пиролизе являются прессованный металлический корд, применяемый в металлургической промышленности; синтетическая нефть, технический углерод, используемый в смесях промышленного и бытового назначения, в металлургии, строительстве, в качестве топлива, термолизный газ – аналог природного газа, и тепловую энергию.
Основными участниками рынка переработки шин в России являются Волжский регенератно-шиноремонтный завод в Волгоградской области, Чеховский регенератный завод в Московской области, компания «KCT экология» в Смоленской области и Завод переработки шин № 1 во Владимирской области. На эти четыре предприятия приходится около 60% всех перерабатываемые в России шин.