По данным Аналитического и консалтингового центра инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet по итогам первого квартала 2014 года на первичном рынке Москвы доля апартаментов бизнес-класса составила 27,1% от суммарной площади объектов в сегменте. Средневзвешенная цена на апартаменты в ЮЗАО, СВАО, ВАО и ЮАО – половине округов присутствия проектов бизнес-класса – оказалась в среднем выше на 4-9%, чем на квартиры.
По итогам первого квартала 2014 года максимальная средневзвешенная цена предложения бизнес-класса была зафиксирована в Центральном административном округе – 283,4 тыс. руб./кв. м, минимальная цена отмечена в Южном административном округе – 167,4 тыс. руб./кв. м. Интересно, что практически в половине районов, где есть предложение бизнес-класса, средневзвешенная цена на апартаменты выше на 4-9%, чем на квартиры. В большинстве случаев это связано с тем, что комплексы апартаментов в этих районах имеют более хорошее месторасположение, чем проекты с квартирами.
Район Средневзвешенная цена предложения, тыс. руб./кв. м
Квартиры Апартаменты Итого
ЦАО 293,4 239,5 283,4
ЮЗАО 274,5 298,5 274,7
ЗАО 237,8 173,3 231,9
СЗАО 236,6 223,5 230,4
СВАО 215,8 225,1 220,6
ЮВАО 211,6 211,6
ВАО 210,7 225,2 211,5
САО 205,7 195 196,5
ЮАО 166,5 225,2 167,4
Основной объем предложения бизнес-класса был сосредоточен в ценовом диапазоне от 10 до 15 млн руб. – 25,2%, на втором месте оказались объекты с бюджетом покупки от 15 до 20 млн руб. – 20,3%, на третьем – от 20 до 25 млн руб. (13,2%).
По итогам первого квартала 2014 года структура предложения бизнес-класса при распределении квартир по площадям была достаточно разнообразна. Основной объем предложения относился к квартирам площадью 50-60 кв. м и 70-80 кв. м, однако суммарно такие объекты составили всего 25,4% от общего объема предложения.
При распределении по количеству комнат в бизнес-классе наибольший объем предложения пришелся на однокомнатные квартиры – 36% от общего объема предложения бизнес-класса, далее шли двухкомнатные квартиры – 29,5%. В целом разделение квартир по количеству комнат достаточно условно, поскольку практически все объекты в бизнес-классе предлагаются со свободной планировкой.
По итогам первого квартала 2014 года основной объем предложения бизнес-класса был сосредоточен в Западном административном округе – 20% от общего объема предложения бизнес-класса, в Северо-западном округе – 17,1% и Юго-западном округе – 16,3%. Суммарно объем предложения в этих округах составил 53% от общего объема предложения бизнес-класса. Интересно отметить, что в первом квартале 2013 года по сравнению с четвертым кварталом 2014 года Юго-западный округ уступил свои лидирующие позиции по объему предложения – общая площадь реализуемых там объектов сократилась на 5,2%.
По сравнению с четвертым кварталом 2013 года больше всего объем предложения увеличился в Восточном административном округе, что связано с выходом нового ЖК «Консент» на начальной стадии строительства. Значительно пополнился объем предложения в Северном административном округе, где в реализацию поступили 3 новых проекта – комплексы апартаментов Art Residence и Apartville, а также ЖК «Карамель». В большей степени объем предложения сократился в Южном административном округе за счет высокого спроса, в основном в ЖК «Скай Форт».
Наибольший объем предложения при распределении по стадиям строительной готовности пришелся на объекты, введенные в эксплуатацию – 27%, на втором месте проекты на стадии возведения нижних этажей – 23,7%. По сравнению с четвертым кварталом 2013 года значительно вырос объем предложения на начальном этапе строительства, что связано с выходом трех новых объектов – ЖК «Карамель», ЖК «Крылатский» и комплекса апартаментов Apartville.