Закон о контрактной системе, вступивший в силу 1 января 2014 года, успел вызвать массу вопросов и противоречивых оценок. В то время как государственные чиновники заявляют, что новая система госзакупок стала более гибкой и эффективной, участники рынка B2B утверждают обратное. Для того, чтобы прояснить ситуацию вокруг №44-ФЗ, «Ассоциация электронных торговых площадок» (АЭТП) провела интернет-анкетирование представителей бизнес-сообщества.
В опросе АЭТП приняли участие 4 500 компаний из различных регионов России. Респондентам было предложено ответить на вопросы, касающиеся эффективности новых возможностей и ограничений №44-ФЗ, а также оценить, как новый закон отразился на их бизнесе и нуждается ли он в доработке.
Оценивая эффективность №44-ФЗ по отношению к №94-ФЗ, 52% респондентов отметили, что новый закон уступает предыдущему, а 21,5% участников опроса АЭТП не заметил видимой разницы между ними. С заявлениями о гибкости и пользе новой системы госзакупок согласился лишь 21% респондентов. Большинство участников анкетирования сошлись во мнении, что №44-ФЗ более эффективен для заказчиков, нежели чем для поставщиков.
При этом 44% опрошенных считают, что переход на №44-ФЗ никак не отразился на их бизнесе, в то время как 35% компаний уже заметили отрицательный эффект. Стоит отметить, что сроки подписания контракта, до истечения которых поставщик обязан предоставить банковскую гарантию, в новом законе не были увеличены. Именно поэтому участники интернет-анкетирования обеспокоены тем, что «по-прежнему очень мало времени на подготовку к участию в госзакупках от момента объявления тендера до окончания подачи заявки».
42,9% респондентов признались, что уже сталкивались со сложностями при получении банковской гарантии в рамках №44-ФЗ, 17,5% из них – неоднократно. Директор по развитию «Ассоциации электронных торговых площадок» Константин Михайленко отмечает, что банки предъявляют все более высокие требования к потенциальным клиентам и зачастую затягивают сроки рассмотрения заявок на оформление банковских гарантий. Это является серьезным барьером для включения представителей B2B рынка в активную борьбу за заказы государственных компаний и корпораций. Следует отметить, что вопрос получения банковских гарантий стал еще более острым после вступления в силу №44-ФЗ.
Ежедневно в специализированное подразделение АЭТП Seldon.Consulting, занимающееся комплексным сопровождением электронных торгов, обращаются десятки представителей малого и среднего бизнеса, получивших многочисленные отказы в выдаче банковских гарантий и отчаявшихся оформить обеспечение исполнения контракта в законодательно установленные сроки. Напомним, неоформленное в установленные законом сроки обеспечение грозит не только потерей контракта, но и включением в реестр недобросовестных поставщиков.
Ситуацию не упрощает и тот факт, что новый закон, по мнению 68,3% респондентов, не обеспечил больше возможностей по получению государственных заказов субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП). Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» Александр Бречалов видит главный недостаток №44-ФЗ в скрытом нарушении прав малых предпринимателей. Согласно новому законодательству, заказчики обязаны закупать не менее 15% товаров или услуг от их общего объема у субъектов малого предпринимательства. При этом данные субъекты могут выступать поставщиками не только самостоятельно, но и в качестве субподрядчиков. Это приводит к тому, что «очень сложно проконтролировать, привлекали ли действительно заказчики к процессу закупки малый бизнес», – отмечает Александр Бречалов.
Также стоит отметить, что 62% участников опроса АЭТП считают, что сфера госзаказа стала не только менее прозрачной после вступления в силу №44-ФЗ, но и совершенно бессмысленной в некоторых частях. В свою очередь, некоторые муниципальные чиновники отмечают, что закон не адаптирован к реальной жизни.
Согласно проведенному АЭТП анкетированию, 6 из 10 опрошенных убеждены, что контрактная система нуждается в доработке. Участники опроса подчеркнули, что необходимо расширить доступ МСП к закупкам. Такого же мнения придерживается глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, отмечая, что требуются серьезные поправки в законе для увеличения доли на рынке госзаказа малых предприятий.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что №44-ФЗ на сегодняшний день не до конца понятен участникам торгов и нуждается в значительных дополнениях. Возможно, многочисленные доработки и разъяснения помогут изменить отношение рынка к действующему закону, как это когда-то произошло с №94-ФЗ.