Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Мир Путина: как внешняя политика влияет на политику внутреннюю». Её участники считают, что ужесточение внутренней политики в России стало следствием обострения отношений с западными странами. В случае «оттепели» внутренняя политика смягчится, но если произойдёт очередной виток внешнеполитической напряжённости, то «закручивание гаек» внутри страны станет устойчивым трендом.
Внутренняя политика в России постепенно идёт по пути «закручивания гаек» общественной активности: ужесточается уголовная ответственность за нарушения на митингах, блокируются неугодные сайты, представители официальной культуры заговорили о необходимости соблюдения традиций и исконно русских духовных ценностей. По мнению участников организованной «Финамом» конференции, ужесточение внутренней политики в РФ является реакцией на ухудшение внешнеполитической ситуации.
Ужесточение внутренней политики – это реактивное следствие «логики военного времени», считает руководитель аналитического департамента Центра Политических технологий Татьяна Становая: «Я не думаю, что это устойчивая внутриполитическая тенденция. Это, скорее, волна, порождённая новым витком обострения отношений между Россией и Западом. И эта волна теоретически может либо пойти на спад по мере стабилизации ситуации и снятия напряженности, либо превратиться в тренд». По мнению г-жи Становой, политика России носит реактивный характер: «К революции на Украине Россия была не готова, и нынешние внутриполитические последствия – это как взрывная волна, которая идет инерционно».
Внутренняя и внешняя политика должны быть неразрывно связаны между собой, утверждает политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук: «У нас экономика всегда идёт впереди политики, и это абсурд. Только политика, только внешние задачи государства задают и соответствующий экономический ритм, режим работы страны на те или иные цели. К примеру, даже одно только присоединение Крыма должно серьёзно менять экономическую структуру. Но у нас продолжают существовать так называемые “богатые люди” из списка Forbes. Нам придётся выбирать: для нас важнее кормить этот круг семей или поднимать экономику страны для реализации по-настоящему мощной и целевой политики? И то, и другое не одновременно не получится».
В России внешняя политика определяется, как правило, одной целью – выживанием, добавляет руководитель аналитического департамента «Группы ИМА» Ирина Цурина: «За прошлое столетие государство участвовало в двух мировых войнах и подвергалось угрозе реального уничтожения. Стоит чуть-чуть замешкаться, и за Уралом окажемся».
Текущее противостояние России и Запада пока дало пока только один важный итог – «отделение» России от Европы, полагает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин: «Частичное закрытие страны, безуспешные попытки переориентироваться на Восток (АТР, исламский мир). Вообще, самое важное в текущем противостоянии России и Запада – впервые за весь постсоветский период власть дала понять, что не считает Россию частью европейской цивилизации».
Путь у России при любых обстоятельствах будет особым, уверена г-жа Цурина: «Государственная мудрость состоит в понимании и признании этого факта, и нужно не экзальтированно спорить, так это или не так, а строить и политику и жизнь нашу с учётом этого фактора». Более пессимистичен руководитель Центра украинских исследований Института Европы РАН Виктор Мироненко: «При текущем курсе нашей власти страну ожидает прозябание в прямом и переносном смысле этого замечательного русского слова».