Несмотря на то, что сегмент street-retail по-прежнему остается одним из самых привлекательных на рынке коммерческой недвижимости, далеко не все помещения на первых этажах жилых домов пользуются спросом со стороны арендаторов. Не исключено, что девелоперам придется пересматривать концепции своих проектов, и первые этажи потенциально снова могут стать жилыми.
В сегодняшней ситуацией отсутствия экономического роста и - как следствие - снижения потребности в площадях, именно торговый сегмент остается единственным на рынке коммерческой недвижимости, в котором наблюдается положительная ценовая динамика – как в аренде, так и в продаже. Так, если в офисном сегменте цена метра оставалась стабильной, то средняя стоимость торговых объектов, по данным группы компаний RRG, выросла за 2013 год на 5%.
При этом объекты в центре подорожали на 30%, что свидетельствует об их высокой востребованности, тогда как объекты за пределами Садового выросли в цене всего на 2%. В сегменте стрит-ритейл расслоение также очень заметно: помещения в центре выросли в цене за год на 16%, за его пределами – снизились на 8%.
Спрос на помещения под торговлю и сферу услуг в спальных районах, конечно, присутствует – в том числе, со стороны активно развивающихся сетей общепита и товаров повседневного спроса. Однако существующее предложение часто не соответствует требованиям ритейлеров. Например, для размещения супермаркета требуется объект без капитальных стен площадью от 400 до 2000 кв м, под точку общепита – помещение с открытой планировкой, с повышенными требованиями по электричеству и отдельной вентиляцией. Несоответствие большинства предложений таким специфическим требованиям замедляет «экспансию» сетевых арендаторов в спальные районы. В итоге первые этажи новых жилых комплексов нередко пустуют: в некоторых проектах доля таких помещений в первые годы существования доходит до 30%, а в отдельных случаях – и выше.
По мнению специалистов группы компаний RRG, часть первых этажей, особенно в панельных новостройках в «тихих», малопригодных для торговли, местах микрорайона вполне можно перепрофилировать в квартиры или апартаменты, предлагая к продаже с дисконтом 15-20% от аналогичной цене квартир на более высоких этажах. При этом доход от реализации даже с таким снижением цены сопоставим с доходом, получаемым от коммерческого помещения. «Это может быть вполне привлекательный продукт. Например, организация отдельного входа, для многих покупателей будет плюсом. Кроме того, сроки реализации будут гораздо меньше: ведь дисконт расширяет круг потенциальных покупателей. Особенно - в границах старой Москвы, где на сегодняшний день новостройки эконом-класса практически отсутствуют. Одновременно для оставшихся коммерческих площадей снизится конкуренция и повысится ликвидность, - уверен Денис Колокольников, председатель совета директоров группы компаний RRG. – Правда, для осуществления этого необходимо наличие соответствующих нормативов».
Таким образом, не исключено, что квартиры на первых этажах, которые в девяностых были практически полностью исключены из проектов новых домов, вернутся на рынок недвижимости. И возвращение это будет достаточно успешным.