На текущий момент рынок гражданского судостроения является одной из стратегических и приоритетных задач для российского государства. Обладая высоким потенциалом развития отрасли, Россия на сегодняшний день занимает лишь 0,3% на мировом рынке гражданского судостроения. Однако при успешной реализации государственной программы по поддержке отрасли до 2030 года и выполнения всех намеченных проектов Объединенной строительной корпорацией (ОСК) данный показатель может вырасти до 3%.
Анализ статистики показывает, что с каждым годом количество произведенных российскими судостроителями гражданских судов растет. Так по итогам 2013 года, на воду было спущено порядка 90 судов различного назначения. При этом наибольшее внимание уделяется обеспечивающему флоту, танкерам и сухогрузам. Именно в этих категориях флота можно наблюдать относительно более молодой парк судов.
По данным Федерального агентства морского и речного транспорта, на середину 2013 года российские компании эксплуатировали 2760 морских судов различного назначения. При этом доля устаревшего парка флота, к которому относятся суда со сроком службы более 20 лет, составила чуть более 78%.
По данным ЕСИМО на начало 2013 года речной флот России насчитывал более 22 тыс. единиц флота, степень износа которого превышала 83%.
Отметим также, что объем перевалки грузов в речных портах за 2013 год составил 176,3 млн. т. – впервые, начиная с 2009 года, данный показатель продемонстрировал падение и составил только 94,3% от уровня 2012 году и всего 71,9% докризисного уровня. В морских же портах объем перевалки грузов увеличился в сравнении с предыдущим годом на 3,9%, до 589 млн.т., превысив уровень 2008 года практически на 25%. При этом реализуемая транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года и стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года предполагает рост объемов перевалки грузов через отечественные порты до 1 млрд. т. грузов.
Таким образом, для повышения конкурентоспособности российской судостроительной отрасли на мировом рынке России необходимо, прежде всего, активное обновление парка и развитие портовых мощностей и инфраструктуры, в подобном мнении единогласно сходятся все эксперты и специалисты рынка.