Статья бизнес-консультанта Cisco по информационной безопасности Алексея Лукацкого.
Посещая спортивные мероприятия, задумываетесь ли вы о том, как устроен современный стадион с точки зрения ИТ-инфраструктуры? Заглянув «за кулисы», вы удивитесь, как напичкан современный спортивный объект инновационными технологиями, использующими в своей основе современную мультисервисную сеть. Проходит (а во многих странах Южной и Северной Америки, Европы и Азии уже прошло) то время, когда посещение футбольного матча или выступления фигуристов ограничивалось просиживанием на неудобных пластиковых креслах, а то и вовсе на бетонном постаменте с положенными поверх обшарпанными досками. Все, мир изменился! Владельцы спортивных объектов хотят привлекать на свои мероприятия как можно больше зрителей, чтобы те проводили на стадионе или в фан-зоне как можно больше времени и тратили как можно больше денег на приобретение продуктов питания, сувениров и т.п. Все это будет привлекать новых спонсоров и рекламодателей и, как следствие, генерировать новые доходы. Без современной ИТ-инфраструктуры добиться этого невозможно.
Из чего она состоит? Это три больших блока, «видимых» посетителям, — коммуникации, развлечения и повседневная операционная деятельность. Коммуникации включают в себя сразу несколько элементов:
• Телефония, позволяющая работникам стадиона общаться с внешним миром;
• E-mail и факсы, обеспечивающие эффективное взаимодействие с контрагентами и партнерами;
• Call Center – чтобы все желающие могли дозвониться до стадиона и заказать билеты или уточнить расписание спортивных мероприятий;
• Мобильная связь, позволяющая во время матча отправить СМСку «Гол!!!!» и поделиться своей радостью с друзьями;
• Wi-Fi, дающий возможность выкладывать фотографии и свои заметки в реальном времени в социальных сетях;
• Web 2.0 – для организации онлайн-службы помощи болельщикам по интересующим их вопросам.
Блок развлечений не менее важен: именно он является лицом любого стадиона или спортивного объекта. Он включает в себя:
• Цифровое видео, позволяющее вам, даже отойдя со своего места (например, за новой порцией попкорна и напитков), не терять связь с ареной, на которой происходят события, заставляющие замирать сердце;
• Точки продаж, где можно купить все, что вам может прийти в голову на стадионе, — пищу, напитки, сувениры с символикой, литературу, DVD-диски с лучшими моментами игр и т.д.;
• Билетные кассы, информирующие в режиме реального времени (в т.ч. и через Интернет) о наличии свободных мест, скидках, расписании и т.п.;
• Продвижение мероприятий: эта функция позволяет владельцам стадиона рекламировать будущие спортивные мероприятия, налаживая обратную и долгосрочную связь с болельщиками и повышая их лояльность.
Третьим блоком является операционная деятельность. Функционал элементов этого блока описан ниже:
• Управление парковкой помогает не только отслеживать свободные места для своего железного коня, но и быстро находить свой автомобиль на парковке из десятков тысяч мест, даже если вы находитесь в состоянии эйфории после мероприятия;
• Видеонаблюдение обеспечивает своевременное обнаружение подозрительных предметов, случайно или целенаправленно оставленных на стадионе; распознавание находящихся в розыске лиц; слежение за местами массового скопления людей с целью оперативного вмешательства в возникающие конфликты между болельщиками и т.п.;
• Технологии энергосбережения способствуют экономии электроэнергии путем автоматического отключения не задействованного оборудования (например, фонарей на парковке в дневное или ночное время, когда в таком освещении нет потребности) или снижения подачи электропитания на не используемые в нерабочее время телефоны или компьютеры и т.п.
• Управление доступом с помощью автоматических считывателей штрих-кодов, бесконтактных пропусков, NFC-устройств не только облегчает жизнь болельщикам и укрепляет их лояльность, но и повышает пропускную способность стадиона, снижая риски возникновения давки во время массовых мероприятий.
Названные блоки представляют собой только верхушку айсберга. Специалистам компании Cisco доводилось сталкиваться и с другими примерами применения современных технологий на спортивных объектах. Например, беспроводные RFID-метки на кроссовках бегунов позволяют дублировать систему «фотофиниш» и служат еще одним альтернативным источником сведений о результатах спортивного состязания. А как важна возможность предоставления премиум-услуг для VIP-болельщиков? Например, с помощью технологий TelePresence можно пообщаться со своим кумиром в режиме реального времени и чуть ли не дотронуться до него рукой. А представьте себе, что вы приехали на Чемпионат мира или Олимпиаду, которые проходят не один день. Вам захочется остановиться в гостинице, инфраструктура которой была бы связана со спортивными объектами. Это позволит, не вставая с кровати в гостиничном номере, посмотреть запись пропущенного матча или соревнования, заказать еду в номер или даже сувениры с символикой или автографом понравившейся команды или игрока. Эти услуги можно получить с помощью обычного IP-телефона, установленного в номере.
Подобные проекты не фантастика: их реализация требует современной инфраструктуры на базе мультисервисной сети, позволяющей обеспечить гарантированное качество, безопасность и предсказуемый уровень обслуживания всех участников спортивных мероприятий.
О компании Cisco
Cisco, мировой лидер в области информационных технологий, помогает компаниям использовать возможности будущего и собственным примером доказывает, что, подключая неподключенное, можно добиться поразительных результатов.
Чистый объем продаж компании в 2013 финансовом году составил 48,6 млрд долларов. Информация о решениях, технологиях и текущей деятельности компании публикуется на сайтах www.cisco.ru и www.cisco.com.