Одной из наиболее характерных тенденций уходящего 2013 года стало заметное переориентирование массового спроса в область готового продукта. Тренд обозначился как на загородном рынке, так и в сегменте городских квартир.
С момента окончания кризиса 2008-2009 годов спрос, сместившийся на 2-3 года в область «полуфабрикатов», снова возвращается к продукту, позволяющему переехать в новое жилье сразу после покупки. Так, доля участков без подряда сократилась за год примерно на 10% в пользу готового жилья – таунхаусов. Аналогичный тренд присутствует и на рынке городского жилья: значительно вырос спрос на квартиры с отделкой, полностью готовые к проживанию.
«Квартиры свободной планировки – полный антипод активно востребованным сегодня квартирам с отделкой – были продуктом №1 сразу после возникновения рынка недвижимости как такового: изголодавшиеся по разнообразию и возможностям для реализации своих идей в интерьере покупатели, обладающие деньгами, достаточными для приобретения квартиры, быстро сформировали спрос на жилье, дающее простор для самовыражения, - рассказывает Галина Гараева, генеральный директор компании «Континент». - Но за прошедшие с того момента годы у всех категорий покупателей жилья – от аудитории премиального сегмента до покупателей эконом-класса – сложилось четкое понимание того, что процесс ремонта и отделки вполне может обесценить все плюсы от создания интерьера «с нуля» по собственному вкусу».
В результате в течение последних 2-3 лет как на городском, так и на загородном рынках отмечается устойчивый рост востребованности жилья, полностью готового к проживанию. За городом это дома «под ключ» в элитном сегменте и таунхаусы в эконом- и бизнес-классах, на городском рынке – жилье с типовыми планировками и отделками во всех секторах рынка. «Изначально тенденция сформировалась в элитном бизнес- сегментах, где покупатели давно уже, в силу знакомства с западным образом жизни, пришли к пониманию того, что застройщик вполне способен предложить покупателю жилье, полностью готовое к проживанию, и при этом максимально соответствующее ожиданиям покупателей,- поясняет Галина Гараева. – Однако как тренд 2013 года можно отметить разворот девелоперов и к покупателям эконом-класса, возникший как ответ на потребность в готовом качественном жилье демократичного сегмента. В течение года на рынок выводились проекты, ориентированные на экономный бюджет сделки, предлагающие готовые к проживанию квартиры с отделкой. Например, в ЖК «Единый Стандарт» застройщиком предлагается несколько вариантов отделки – от экономичного, который пользуется спросом у инвесторов/будущих арендодателей, до улучшенного варианта на уровне комфорт-класса».