После создания конкурентного рынка грузовых железнодорожных перевозок, при значительном росте парка приватных вагонов и собственников подвижного состава, наиболее актуальным является вопрос создания эффективной технологии управления порожними вагонопотоками. В условиях острейшего дефицита провозных и перерабатывающих способностей инфраструктуры общего пользования операторы железнодорожного подвижного состава, преследуя собственные коммерческие интересы, в основном лоббируют принятие перевозчиком локальных технологических решений, без дальнейшей перспективы их ретранслирования на всю сеть.
ОАО «ФГК» с самого начала своего функционирования совместно с ОАО «РЖД» последовательно проводит политику поиска оптимальных организационно-технологических методов управления парком приватных вагонов, позволяющих всем участникам перевозочного процесса на практике реализовывать собственные бизнес-интересы с учетом особенностей и потенциала общесетевой инфраструктуры общего пользования. В большей степени это относится, конечно, к самому востребованному виду подвижного состава – полувагонам.
По мнению генерального директора ОАО «ФГК» Виталия Евдокименко, эффективная технология управления грузовыми железнодорожными вагонами должна базироваться на накопленном ОАО «РЖД» опыте самостоятельного управления парком порожних вагонов, предполагающем обезличенный подвод требуемого количества подвижного состава под заявки клиентов по принципу сетевой регулировки.
В рамках реализации поставленной задачи ОАО «ФГК» совместно с ОАО «РЖД» разрабатывает технологическую, правовую и финансовую модель управления порожними вагонопотоками приватного парка. При этом целями предлагаемых организационных новаций являются их соответствие требованиям нормативной правовой базы, универсальность применения и заинтересованность всех участников перевозочного процесса в их общесетевом внедрении.
Суть новой схемы, получившей название «технологический аутсорсинг», состоит в оптимизации перемещения порожних вагонов – на основе балансового метода управления парком. Заключение договоров с клиентами, производство расчетов, ответственность за обеспечение перевозок вагонами – по-прежнему находится в зоне ответственности ОАО «ФГК». Но после предъявления порожних вагонов к отправлению они обезличиваются, ОАО «РЖД» организовывает передислокацию порожних вагонов на принципах инвентарного парка с использованием эффективных с точки зрения логистики и экономики схем.
При этом для ОАО «ФГК» основными условиями технологического аутсорсинга являются безусловное выполнение перед клиентами взятых на себя обязательств по предоставлению подвижного состава для перевозки грузов и гарантии со стороны перевозчика по своевременному и оптимальному подводу порожних вагонов под заказы клиентов.
В процессе применения технологического аутсорсинга ОАО «ФГК» планирует существенно уменьшить оборот вагона, один из основополагающих показателей работы операторских компаний, а также выстроить четкую систему взаимодействия оператора и перевозчика в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры и ограниченных возможностях инфраструктуры.
Планируемая к реализации технология должна создать необходимые предпосылки к увеличению консолидированного парка, находящегося в управлении перевозчика за счет снижения непроизводительных пробегов порожних вагонов и рационального использования провозных и перерабатывающих способностей инфраструктуры.
Безусловно, максимальный положительный результат обеспечат широкомасштабное применение технологии и заинтересованное участие крупных операторов в ее практической реализации.
Вместе с тем новые технологические решения позволят перевозчику применять проверенный годами, наименее затратный «балансовый» метод.