В ноябре 2013 года Discovery Research Group провело исследование российского рынка грузоперевозок внутренним водным транспортом.
Согласно исследованию доля рынка грузоперевозок внутренним водным транспортом по итогам 2012 года составила всего 1,7% в общем объеме перевозок грузов и 1,6% в общем грузообороте России. В натуральном выражении объем грузоперевозок внутренним водным транспортом по итогам 2012 года составил 142 млн. т., что на 12,2% выше показателя 2011 года. Грузооборот - 81 млрд. т-км., что на 35,9% выше по сравнению с предыдущим годом.
По итогам I полугодия 2013 года объем грузоперевозок на внутреннем водном транспорте РФ сократился на 5,4% в сравнении с аналогичным показателем 2012 года и составил 105,7 млн. т. Однако в целом, по прогнозам экспертов, по итогам 2013 года объем грузовых перевозок по внутренним водным путям останется на уровне 2012 года.
Эксперты предполагают, что вводимые ограничения на перевозку грузов по федеральным автомобильным дорогам грузовиками массой свыше 12 т., а также удорожание тарифов железнодорожных грузоперевозок, при одновременном участии государства в обновлении флота и развитии речной портовой инфраструктуры в ближайшее время сделает речной транспорт хорошей альтернативой, позволяющей осуществлять наиболее выгодные грузоперевозки.
Подчеркивая свою заинтересованность в развитии данного сегмента рынка грузоперевозок, Министерство транспорта Российской Федерации осенью 2013 года подготовило и представило стратегию развития внутреннего водного транспорта РФ до 2030 года. Согласно данной стратегии, консолидированный рост грузовой базы внутреннего водного транспорта при реализации инновационного сценария развития экономики может составить до 298 млн. т. к 2030 году, при консервативном сценарии - до 205 млн. т., то есть, соответственно, в 2,1 раза и 1,4 раза выше по сравнению с 2012 годом.