Для адекватной проверки методов работы коллекторов предполагается использовать «тайных покупателей»: обеспечить взаимодействие коллекторов с проверяющими, выступающими в качестве должников. Подобный метод уже используется Минфином при проверках банков, микрофинансовых организаций, пенсионных фондов и страховых компаний.
Целью проверки коллекторских агентств является оценка степени защищенности потребителей финансовых услуг и соответствия практики взыскания долгов российскому законодательству, пояснила куратор проекта по повышению уровня финансовой грамотности при Минфине Анна Зеленцова.
— Методом «тайного покупателя» мы уже начали проводить исследования банков, микрофинансовых организаций, пенсионных фондов и страховых компаний, — рассказала Зеленцова. — Но пока коллекторский рынок нашими обследованиями охвачен не был. Между тем взыскание задолженности — это одна из важных и одновременно неурегулированных сфер, поэтому мы такую задачу поставили. В настоящее время эксперты разрабатывают методологию исследования. Наша цель — понять степень защищенности потребителей финансовых услуг, а также то, насколько бизнес-практика коллекторских агентств соответствует российскому законодательству.
По ее словам, какого-либо дополнительного финансирования это не потребует: исследование пройдет в рамках текущего бюджета проекта, в который входит более ста различных программ, в том числе образовательные и информационные кампании по повышению финансовой грамотности населения (на 2011–2015 годы на реализацию проекта выделено $113 млн, из которых $88 млн — из российского бюджета). В случае если в ходе анализа будут выявлены какие-либо законодательные пробелы регулирования деятельности по взысканию долгов, эксперты предложат соответствующие поправки в законодательство, обещает Анна Зеленцова.
Ранее Роспотребнадзор неоднократно критиковал методы работы коллекторов и утверждал, что их деятельность лежит вне российского правового поля. К примеру, в августе ведомство опубликовало пресс-релиз, в котором отметило, что коллекторы практикуют «полукриминальные методы выбивания долгов посредством угроз, шантажа и ночных звонков». На сайте ведомства размещена целая подборка жалоб граждан на действия коллекторов.
Участники рынка рассчитывают, что совместное исследование Минфина и Всемирного банка поможет искоренить образ коллектора как бандита из 1990-х годов.