Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Трудовые мигранты в экономике России: кто кому нужнее?» Её участники считают мигрантов наиболее действенным инструментом обеспечения эффективности экономики, однако считают, что политика государства в этой сфере должна быть более продуманной и последовательной.
Россия занимает второе место в мире после США по числу мигрантов – по оценкам сентябрьского доклада ООН, их количество в РФ составляет около 11 млн. По словам участников организованной «Финамом» конференции, российская экономика испытывает высокую потребность в привлечении иностранной рабочей силы, и спрос на мигрантов продолжит расти. «Дефицит (трудовых ресурсов – прим. “Финама”) характерен практически для всех секторов, - говорит аналитик УК “Финам Менеджмент” Максим Клягин. – В дальнейшем, в том числе на фоне по-прежнему сложной демографической ситуации (несмотря на некоторые улучшения, депопуляция остается вполне реальной угрозой для страны) потребность в труде будет только возрастать. Расширение миграционного притока – один из наиболее эффективных инструментов решения этих стратегических задач (в том числе в силу низких издержек). По некоторым экспертным расчетам, уже в среднесрочной перспективе для нормального функционирования экономики объем иностранных трудовых ресурсов с 10 млн необходимо будет увеличить в 1,5-2 раза».
Реализуемая в России миграционная политика соответствует реалиям демографической ситуации и негативному инвестиционному климату – работодатели боятся вкладывать деньги в развитие производства и поэтому привлекают мигрантов, считает вице-президент Фонда «Миграция 21 век» Наталия Власова. «Миграция приобретает все большие масштабы, и мы от нее никуда не денемся, - констатирует эксперт. – Надо учиться управлять этим процессом, регулировать потоки мигрантов, бороться с коррупцией в миграционной сфере и теневыми посредниками, более активно работая с государствами исхода основных потоков мигрантов по их предвъездной подготовке к работе в России. Необходимо провести и институциональные изменения в миграционной сфере – создать министерство по миграции, межнациональным и межконфессиональным отношениям».
Нужны прозрачные и понятные процедуры вхождения иностранцев на рынок труда, легальная занятость, цивилизованное оформление трудовых отношений, уверен заведующий сектором Центр исследования межнациональных отношений Института социологии РАН Владимир Мукомель: «Проблема не в том, чтобы ограничить миграцию, а в том, чтобы ввести мигрантов в правовое поле, обеспечить их адаптацию. Они работают – должны работать легально, платить налоги и т.д. Вызов не в том, что их много, а в том, что они сегрегированы от общества. В общественном мнении и выступлениях политиков доминирует позиция: нужно ограничить. Аргументация «почему» – отсутствует. Необходимо четко обозначить проблему <…> При этом очевидно, что следует предусматривать все последствия принимаемых управленческих решений». Ассимиляция мигрантов должна учитывать европейский опыт создания специальных центров, в которых мигранты смогут получить всестороннюю поддержку и консультирование, пройти необходимое обучение, добавляет старший менеджер по работе с клиентами компании «АНКОР Высокие технологии» Юрий Кузьменко.
Помимо расширения миграционного притока, необходимо повышать эффективность рынка труда в целом, уверен г-н Клягин: «Для этого требуется, в первую очередь, развивать трудовую мобильность, увеличивать квалификацию, повышать производительность труда, расширять долю конкурентоспособных вакансий за счет модернизации производственной базы. Но эти решения, по-моему, в любом случае могут быть реализованы только параллельно, т.к. они долгосрочные, связаны со значительными капитальными затратами и будут давать результат только в перспективе».