«Национальная служба взыскания» оценивает объем проcроченной задолженности по автокредитам порядка 38,9 млрд рублей на 1 октября 2013 г. По итогам 2012 г. этот показатель составлял 29,3 млрд рублей. Таким образом, с начала 2013 г. рост задолженности составил 33% и достиг 9,6 млрд рублей.
Нужно отметить, что за 9 мес. 2013 г. объем рынка просроченной задолженности показал более активный рост, чем рынок автокредитования - на 16,1 процентных пунктов (16,9%). Это обусловлено тем, что в просрочку попали кредиты, оформленные в 2012 г. Сегмент автокредитования не стал исключением для фактора «отложенного» спроса, который в разной степени проявляется во всех кредитных продуктах.
Доля просроченной задолженности (отношение объема просроченной задолженности по автокредитам к консолидированному ссудному портфелю по программам автокредитования) оценивается в размере 4,2% по стандартам учета, применяемым ЦБ РФ. Нужно отметить, что автокредиты по уровню риска наступления просроченной задолженности значительно уступают необеспеченным кредитам, которые в настоящий момент формируют около 63% от общего кредитного портфеля физических лиц в РФ.
Сергей Шпетер Старший вице-президент «Национальной службы взыскания»: «За первое полугодие 2013 г. произошло замедление темпов роста рынка автокредитования, которое сказалось на увеличении доли просрочки с 3,7 % до 4,2%. С июля и по сентябрь текущего года уровень задолженности показывает стабильную отметку в 4,2%. Данный показатель, по нашим прогнозам, сохранится и по итогам 2013 г. и составит примерно 40 – 41 млрд рублей. Мы объясняем это увеличением темпов роста рынка за счет запуска государственной программы льготного автокредитования, что, в свою очередь, приведет к наращиванию общего автокредитного портфеля в банковской системе. Соотношение пророченной задолженности к общему портфелю автокредитов сохранится на прежнем уровне».
Аутсорсинг задолженности по автокредитованию.
По оценкам Национальной службы взыскания, объем просроченных кредитов по программам автокредитования, переданных в работу коллекторских агентств за 9 месяцев 2013 г., составил порядка 24 млрд рублей или 62%. По сравнению с аналогичным периодом 2012 г. рост объема переданных портфелей составил 4 млрд. рублей или 20%.
Характеристики передаваемых портфелей
- Географическое распределение
При географическом распределении долгов по автокредитам, передаваемых в работу коллекторских агентств в январе-сентябре 2013 г. в разрезе федеральных округов, тройку лидеров возглавляет Центральный ФО с долей полученных долгов в 29%. Далее следуют Приволжский ФО и Сибирский ФО с соответствующими показателями 19% и 15%.
- Средний размер задолженности
Средний размер задолженности по автокредитам в работе у коллекторов по итогам 9 месяцев 2013 г. составил 179 тыс. рублей, что на 90 тыс. рублей меньше аналогичного показателя за тот же период 2012 г. (269 тыс. рублей)
Среди ФО в данном разрезе лидируют Северо-Кавказский ФО со средним сроком долга - 283 284 руб., Уральский ФО - 236 966 руб., Центральный - 208 406 руб. Пятерку лидеров замыкают Центральный и Сибирский ФО с показателями 184 252 руб. и 177 610 руб. соответственно.
- Средний срок задолженности
Средний срок передаваемой задолженности в январе-сентябре 2013 г. составил 404 дней, что на 24 дня больше аналогичного показателя 2012 г. (380 дней). Как и в случае со средним размером долга, в числе безусловного лидера по сроку задолженности идет Северо-Кавказский федеральный округ (664 дня), в число лидеров (со сроками задолженности, превышающими средний уровень по стране) идут Южный (473 дня), Центральный (454 дня), Приволжский (448 дней ) и Уральский ФО (414 дней).
- Распределение должников по полу
При распределении должников по переданным в работу долгам по автокредитам в январе-сентябре 2013 г. доля женщин составляет 27%, а мужчин - 73%.
Сергей Шпетер Старший вице-президент «Национальной службы взыскания»: «Доля должников мужчин составляет 73% и значительно опережает долю женщин. Этим распределением задолженность по автокредитам сильно отличается от общей картины по долговому аутсорсингу, где доля женщин наоборот превышает долю мужчин и составляет примерно 63 – 67%. Несмотря на то, что число женщин-автолюбителей в последние годы резко выросло, распределение должников по полу явно свидетельствует о том, что автокредиты пока еще являются преимущественно «мужским» банковским продуктом».