Журнал "Деловая среда" пишет о том, что индивидуальные предприниматели выбирают дорогие деньги в микрофинансовых организациях, потому что шанс получить кредит в банке стремится к нулю. Об этом свидетельствуют данные исследования ЬПС Банка, Российского микрофинансового центра (РМЦ) и ОАО "Финотдел". Поэтому начинающим бизнесменам со стажем работы до одного года приходится платить за привлеченный капитал до 10% больше, чем более опытным компаниям: 25,5% против 15,6% годовых. Еще лет десять назад рынок микрофинансирования было полулегальным, но за последние три-четыре года этот сегмент заметно "повзрослел" и законодательно оформился, хотя Центробанк относится к нему с большим подозрением. В определенных сегментах малого бизнеса, особенно в торговле и промышленности, МФО начинают составлять серьезную конкуренцию банкам, считают авторы исследования.
Стоимость микрофинансовых кредитов заметно выше банковских, зато они не требуют груды бумаг, и жестких требований по многим параметрам. Чаще всего причина обращение в МФО - отказ банков в выдаче кредита и слишком долгое рассмотрение заявки.
Президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамута считает, что пока рано ни о какой конкуренции речь не идет: МФО и банки дополняют друг друга на рынке. Аналитик Альфа-Банка Марина Карапетян предполагает, что будущего у МФО нет, их клиенты перетекут в банки. Она говорит, что Банк России относится к МФО негативно, принимает законы, ограничивающие их деятельность, и давление будет продолжаться. Соответственно, будет принудительное снижение процентных ставок, и МФО придется пересмотреть процедуры выдачи займов и бизнес-модель в целом. Сложно сказать, скажется ли как-то эта ситуация на сегменте малого бизнеса.