В июне 2009 г. DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка кейтеринговых услуг в России.
По имеющимся данным, объем российского рынка кейтеринга по итогам 2008 г. составил около $300-370 млн. Что касается темпов роста, то вплоть до начала экономического кризиса, по одним данным российский рынок кейтеринга ежегодно увеличивался на 15-20%, а по другим - темпы ежегодного роста рынка были выше и доходили до 30%.
Экономический кризис оказал сильное влияние на рынок кейтеринга. Во-первых, резко сократились темпы ввода новых офисных помещений, во-вторых, что самое главное, возросла безработица и значительно сократились расходы компаний на питание оставшихся сотрудников. Еще одной причиной падения спроса также является снижение популярности кейтерингового питания в ходе проведения корпоративных праздников. В результате по итогам 2009 г. мы ожидаем, что сокращение объемов рынка может достичь 30%.
Игроки целью выживания, сохранения бизнеса и поддержания конкурентоспособности на рынке вынуждены разрабатывать различные стратегии поведения в отрасли. К наиболее распространенным относится стратегия, направленная на снижение цен за счет перехода на «дешевое и сытное» меню, а также оказание дополнительных видов услуг.
Российский рынок кейтеринга на сегодняшний день преимущественно сконцентрирован в двух столицах - Москве и Санкт-Петербурге. На рынок Москвы приходится порядка 62% от общего объема рынка кейтеринга в России, на Санкт-Петербург - 22%. Нестоличные регионы в совокупности составляют лишь 16% от объема российского рынка кейтеринга, что говорит о неразвитости регионального рынка кейтеринга и его существенном потенциале.
В настоящее время в России действует более 500 кейтеринговых компаний, ведущими игроками, аккумулирующими на себя основную часть рынка, являются 30 компаний. Среди основных игроков — Sodexo, Корпус Групп («Фигаро», «Parad Catering» и «ЛаньЧ»), Potel&Chabot, Fusion Management («Бризоль», «ШексПир», «RU catering» и «Fork»), Мега фудс, Мастер Фуд, Улей Кейтеринг, Новиков Кейтеринг и др.
Основными потребителями кейтеринговых услуг в России являются корпоративные клиенты (доля заказов составляет порядка 70%). Если на этапе зарождения кейтерингового рынка в России локомотивом его развития были иностранные компании, то сегодня до 80% корпоративных заказов на рынке кейтеринга приходится на российские компании.
На российском рынке кейтеринга выделяются три приоритетных сегмента: выездное обслуживание, корпоративное питание и бортовое питание. Из всех направлений кейтеринга формат кейтеринга торжественных событий остается наиболее прибыльным: рентабельность здесь достигает 25–30%. Несмотря на высокую прибыльность организации выездного ресторанного обслуживания, эксперты отмечают большую перспективность сегмента стационарного обслуживания предприятий и организаций.
Специалисты DISCOVERY Research Group прогнозируют, что под влиянием кризиса будет продолжаться снижение цен по отрасли в целом. Поэтому в наиболее сложной ситуации окажется компании, работающие в премиум-секторе. В целом произойдет «чистка» рынка от аутсайдеров и мелких игроков, а также от в значительной мере от компаний, работающих в премиум-секторе.