24 сентября 2013 г. в Торгово-промышленной палате РФ обсуждались предстоящие корректировки налогового законодательства и наиболее важные для бизнеса летние изменения. Круглый стол «Новые правила налогового контроля: взгляд бизнеса» являлся открытым заседанием рабочей группы по управлению налоговыми рисками Экспертного налогового совета ТПП РФ (руководитель рабочей группы – председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин). В обсуждении приняли участие представители ФНС России, ЦБ РФ, руководители налоговых, бухгалтерских и юридических департаментов крупнейших компаний.
Наибольший резонанс в ходе мероприятия вызвало рассмотрение правительственного законопроекта, фактически вводящего новый вид налоговых проверок для банков; в конце октября планируется его рассмотрение Госдумой в первом чтении (проект Федерального закона №330414-6 «О внесении изменений в ч.1 НК РФ и ст. 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ…»).
«Понятно, что банк – кладезь ценной информации для налоговых органов. Пока у российских налоговиков нет законного права пользоваться этими сведениями в неограниченном или близком к этому объеме и оперировать ими в суде, хотя их американские и европейские коллеги уже давно имеют такую возможность. Судя по всему, наши фискалы и их вышестоящие руководители считают такое положение дел несправедливым, потому и пытаются протолкнуть эти нормы, - пояснил мотивы появления законопроекта №330414-6 председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа», руководитель рабочей группы по управлению налоговыми рисками Экспертного налогового совета ТПП РФ Павел Гагарин. – С одной стороны, законопроект №330414-6 ужесточает контроль за банками, что должно способствовать борьбе с нелегальной банковской деятельностью, но, с другой стороны, нововведения ударят по законопослушным банкам, объем отчетности которых значительно вырастет. Официально финансово-кредитные организации не высказывают резко негативного отношения к законопроекту, но в приватных беседах знакомые банкиры не стесняются в выражениях и характеризуют предлагаемые нововведения «откатом в 1990-е годы, когда отчетность в налоговую инспекцию возилась Камазами…».
«Вовлечение банков в процесс налогового контроля – общемировая тенденция, противостоять которой бессмысленно, - согласился начальник управления налогового планирования «Сбербанка России» Алексей Зеленков. – Но полезный эффект от реализации банками некоторых положений законопроекта будет несопоставим с трудозатратами, необходимыми на выполнение предусмотренных документом обязанностей. На мой взгляд, нынешние положения Налогового кодекса, касающиеся электронного документооборота, создают достаточный уровень комфорта для налоговиков с точки зрения пользования банковской информацией. Так что предлагаю вносить локальные коррективы в существующий порядок налогового контроля за банками и только в тех случаях, когда налицо неэффективные элементы, не охваченные системой электронного документооборота».
«Если в налоговые органы и так поступает вся необходимая информация как от банков, так и от налогоплательщиков - клиентов банков, и контроль за банками и так осуществляет ЦБ, то для чего создавать систему двойного контроля и избыточных полномочий? Очевидно, что это может стать почвой для коррупции», - предостерег заместитель председателя Экспертного налогового совета ТПП РФ, замдиректора Юридического департамента ТПП РФ Дмитрий Фадеев.
Представители других финансово-кредитных организаций и регулятора в лице ЦБ РФ в целом согласились с озвученными позициями экспертов и участника заседания от «Сбербанка». Павел Гагарин сообщил, что за оставшийся месяц до рассмотрения законопроекта №330414-6 депутатами Госдумы рабочая группа по управлению налоговыми рисками ТПП обобщит все конструктивные предложения по совершенствованию документа. Глава рабочей группы рассчитывает, что это позволит устранить противоречия между законопроектом и Основными направлениями налоговой политики на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг.
Помимо банковского законопроекта «двух троек, двух четверок», на заседании обсуждались важнейшие новеллы 134-го «антиотмывочного» закона от 28.06.2013 («О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям»), ключевые положения закона №248-ФЗ, который вступил в силу 24 августа 2013 г. и внес в Налоговый кодекс поправки, касающиеся механизмов налогового контроля и администрирования, а также практика применения закона №227-ФЗ о контроле за трансфертным ценообразованием.
Руководитель аудиторско-правового департамента АКГ «Градиент Альфа» Татьяна Ильинова рассмотрела еще одну весьма болезненную для бизнеса тему – новые основания блокировки счетов и последствия этой меры в свете последних изменений законодательства. «Согласно поправкам, внесенным в ст. 76 НК РФ законом № 134-ФЗ, с 2015 г. решение о приостановлении операций принимается в течение трех лет со дня окончания десятидневного срока непредставления декларации, - напомнила аудитор. - С 2015 г. правила по приостановлению операций будут распространяться также на организации и предпринимателей, которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, хотя и не являются его плательщиками. Начиная с 2015 г., получив требование о предоставлении документов или пояснений или вызов в инспекцию, налогоплательщик обязан направить квитанцию, подтверждающую прием документов в электронной форме (ст. 23 НК РФ). Неисполнение этой обязанности является новым основанием для приостановления операций по счетам налогоплательщика. Уведомление о получении должно быть отправлено в 10-дневный срок после истечения шести дней с даты отправки этих документов налоговым органом. Счет в этом случае разблокируют после получения подтверждения (электронной квитанции) или представления компанией истребованных документов по направленному в электронном формате требованию. С 2014 г. запрет на открытие счета при его блокировке в одном банке, будет распространяться на все банки. В настоящее время, если у компании заблокирован счет, банк не вправе открывать этому налогоплательщику новые счета. При этом открывать счета в других банках не запрещено».
Предложения по совершенствованию законодательства о контроле за трансфертным ценообразованием внесла руководитель управления методологии и контроля консолидированной отчетности «Стройтрансгаза» Мария Пушкина. «Совместная работа налоговых органов и налогоплательщиков должна быть продолжена посредством проведения регулярных круглых столов и видеоконференций, официальном переводе и публикации рекомендаций и инициатив ОЭСР в области трансфертного ценообразования на сайте ФНС России, адекватной адаптации к налоговому законодательству РФ подходов ОЭСР к трансфертному ценообразованию», - призвала Мария Пушкина.
Следующим совместным мероприятием ТПП РФ и компании «Градиент Альфа», открытым для бизнеса и СМИ, будет IX Всероссийский налоговый форум. Он состоится 25 ноября 2013 г. и пройдет при поддержке Совета Федерации.