Предприниматели пока могут сдавать отчёты в налоговую как на бумаге, так и на электронных носителях, однако с 1 января 2014 года часть налогоплательщиков переводится на электронную отчётность в обязательном порядке.
Перевод на электронный документооборот вводится в рамках федеральной программы «Электронная Россия». Соответствующие поправки уже внесены в содержание Налогового Кодекса п. 5, ст. 174 «Порядок и сроки уплаты налога в бюджет» (ФЗ №134 от 28 июня 2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»). В соответствии с ними, предприниматели с системой налогообложения с НДС обязуются отправлять расчёты по налогу только в электронном виде и через интернет.
Как поясняют в ведомствах, подобный порядок работы позволяет максимально сократить число личных обращений граждан в налоговую инспекцию и при этом оперативно передавать данные в режиме онлайн. Никакой платы за это не взимается, так как электронный документооборот выгоден не только предпринимателю, но и госорганам: им больше не потребуется вводить вручную и обрабатывать все данные с бумажных носителей.
Отчётность через интернет давно набирает обороты в России, и поправки в законе были всего лишь вопросом времени. Например, по данным УФНС России по Свердловской области, во втором квартале 2013 года отчётность через интернет предоставили 77% юридических лиц и почти столько же индивидуальных предпринимателей (71%), применяющих разные системы налогообложения. По Воронежской области данные ещё интереснее: сервисом сдачи отчётности через интернет в аналогичный период здесь воспользовались 94% организаций и 98% предпринимателей.
Сервисы отправки отчётности через интернет
Для отправки интернет-отчётности можно использовать различные ресурсы облачной бухгалтерии, где имеются все необходимые инструменты. В частности на сервисе «Мои финансы» документы имеют юридическую силу, что подтверждают цифровые подписи и печати. Кроме того, здесь предусмотрена удобная система для ведения бухучёта, причём для работы с ней не требуются специальные знания и установка сложных программ. Также существуют другие ресурсы.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отмечает, что предприниматели вправе сами выбирать сервисы для электронного документооборота, и налоговая не может настаивать на конкретном ресурсе. Поводом для такого обращения стал прецедент, произошедший в столице. Выяснилось, что ИФНС №18 пыталась «навязать» предпринимателям свою обслуживающую организацию для отправки отчётности. Московское управление ФАС признала её действия незаконными и выдвинуло обвинение в нарушения по ч.1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».