В начале июня 2009 года состоялось заседание Комитета НП "ОПЖТ" по координации производителей грузовых вагонов и их компонентов, где обсуждались перспективы развития грузового вагоностроения.
В Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г. определены целевые параметры для грузового подвижного состава. В частности, В Стратегии определены задачи для новых грузовых вагонов, которые будут в будущем эксплуатироваться на российских железных дорогах:
- повышение осевых нагрузок до 27-30 тс,
- увеличение наработки грузового вагона на отказ на 30-40%,
- увеличение скоростей до 140 км/час,
- изменение платформ с раздвижными колесными парами для контейнерных перевозок и т.д.
По мнению участников заседания, поскольку ни один из существующих подвижных составов не отвечает полностью параметрам, определенным в Стратегии, необходима разработка принципиально нового подвижного состава, а также отдельных типовых узлов новых вагонов. При правильной организации работы уже через 5-10 лет появится подвижной состав, который бы вписывался в Стратегию.
Падение объемов промышленного производства, обусловленное финансовым кризисом, привело к тому, что объемы инвестиций в НИОКР резко сократились. В настоящее время в целях сокращения стоимости и сроков работы было бы целесообразно рассмотреть вопрос о совместной разработке наиболее важных типовых узлов нового поколения.
Кроме того, на заседании обсуждалась проблема взаимозаменяемости вагонных тележек с нагрузкой 25 тс от разных производителей. Решением этой проблемы может стать унификация таких узлов тележек, как: колесные пары, подпятники, передаточное число тормозной рычажной передачи и установочный и присоединительные размеры скользунов. В случае унификации обозначенных узлов у разработчика вагона нового поколения появится возможность выбора тележки, максимально отвечающей его требованиям.
Скорейшее освоение выпуска грузовых вагонов на тележку с нагрузкой 25 тс имеет экономическое значение, поскольку позволяет резко повысить эффективность перевозок. Представители Уралвагонзавода (УВЗ) заявили о готовности предоставить на льготных условиях конструкторскую документацию на тележку с осевой нагрузкой
25 тс всем организациям, разрабатывающим грузовые вагоны. Кроме того, УВЗ планирует организовать сервисное обслуживание тележек на сети железных дорог. Участники заседания отметили, что создание сервисных центров - это переход на общемировой стандарт обслуживания. В частности, железнодорожный стандарт IRIS предусматривает переход на сервисное обслуживание.
Работу по созданию узлов нового поколения целесообразно проводить через Объединение производителей железнодорожной техники на условиях совместного финансирования заинтересованными компаниями, с последующим совместным владением результатами работ и использования их для создания новых грузовых вагонов.
Для этого необходимо согласие собственников предприятий, определение актуальных тем для совместных работ, создание рабочей группы, определение головного исполнителя, составление календарного плана работ с указанием сроков, стоимости и исполнителем по каждому виду работ. По мнению участников заседания, работы нужно проводить через стандарты НП "ОПЖТ".