1. Владимир Александрович, возглавляемая Вами Академия поддерживает многие инициативы, направленные на профессиональное развитие целеустремленных молодых людей. Расскажите, в чем особенность подобных проектов?
Сегодня в России существует дефицит высококвалифицированных кадров по ряду отраслей. Во многом эта проблема обусловлена демографическим провалом 90-х годов и несоответствием образовательных программ высшей школы запросам производственного сектора. Но необходимо учитывать и фактор трудовой эмиграции молодых специалистов. Глобализация не только открывает новые экономические рынки, но и расширяет профессиональные горизонты для выпускников. Поэтому сегодня необходимо содействовать развитию человеческого капитала. И, в первую очередь, стоит сосредоточиться на модернизации сферы образования: индивидуализировать учебный процесс, дать студентам возможность выбирать из набора различных модулей те знания, которые являются для них наиболее интересными. И механизмы могут быть разными: конкурсы, гранты, образовательные форумы и узкоспециализированные курсы. Ключевыми особенностями таких программ должны быть как стимулирование к самосовершенствованию, так и установка на вовлеченность в экономические, социальные, общественно-политические процессы, поиск актульных решений сложившихся проблем и создание новых эффективных инструментов развития страны.
2. Уже третий год подряд РАНХиГС при Президенте РФ выступает в качестве организатора конкурса «Устойчивое будущее России». Как Вы оцениваете итоги первого и второго Конкурса? Чем отличается Конкурс в этом году?
Год от года энтузиазм, инновационный подход к решению поставленных задач участников конкурса «Устойчивое будущее России» вдохновляет нас на непрерывное развитие этой инициативы. В этом году расширилось количество тематик Конкурса: работы будут посвящены управлению бизнесом и повышению внутренней эффективности, инструментам продвижения позиций России в рейтинге Doing Business, повышению конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, государственно-частному партнерству в области охраны окружающей среды, разработке продукции, соответствующей концепции устойчивого развития. Участникам предстоит исследовательская деятельность, в которой молодые специалисты могут развить свои как теоретические, так и практические знания и навыки.
3. В 2013 году расширен список тематик Конкурса. Проекты какой тематики наиболее интересны для Академии?
Сегодня РАНХиГС при Президенте РФ является крупнейшим вузом Европы. Академия предоставляет возможности получения первого высшего образования, повышения квалификации, прохождения специализированных курсов, в частности MBA. Также РАНХиГС при Президенте РФ является работодателем, обладает обширной инфраструктурой. Поэтому, конечно, интересны не только проекты, связанные с повышением конкурентоспособности высшей школы в России, но и работы, посвященные созданию и реализации управленческих стратегий в бизнесе, восстановлению экологического баланса, концепции устойчивого развития. И, безусловно, мы заинтересованы в идеях повышения российских показателей в рейтинге Doing Business.
4. Могут ли инициативы участников Конкурса реально быть применимы в практической деятельности, исходя из Вашего опыта?
На Конкурс ежегодно направляют проекты, которые уже реализуются в масштабе вуза или даже города. Конечно, при внедрении проекта необходимо просчитать все варианты, сценарии развития, внести корректировки. Но, в целом, большинство проектов имеют хорошую основу, включают анализ динамики статистических данных и могут быть реализованы как локально, так и в более крупных масштабах.
5. 32 участника, прошедшие во второй отборочный тур Ежегодного конкурса «Устойчивое будущее России», в этом году посетили Летний кампус Президентской Академии. В чем Вы видите особенность данной площадки? Какие полезные навыки, знания она дает участникам?
Летний кампус Президентской Академии является важным мероприятием, направленным на подготовку кадрового резерва страны. В июле этого года мы совместно с Группой компаний АКИГ и другими партнерами успешно провели в Республике Татарстан второй Летний кампус. Образовательную программу Форума прошли 300 участников из 27 регионов России. Работа площадки была выстроена в формате трех факультетов: государственного управления и развития, бизнеса и предпринимательства, общественных и социальных проектов. Занятия на Кампусе были организованы с использованием современных обучающих технологий. Наиболее значимой для участников конкурса «Устойчивое будущее России», посетивших Кампус, стала возможность разработки собственных проектов и апробации навыков публичного выступления, работы в команде.
6. На чем бы Вы посоветовали сосредоточиться конкурсантам при дальнейшей разработке проекта, чтобы успешно пройти второй этап и войти в число финалистов?
В первую очередь, на всестороннем исследовании среды и анализе опыта реализации подобных проектов. Проектная деятельность предполагает не моделирование идеальных условий, что часто и делают молодые специалисты, а поиск оптимального решения конкретных задач в настоящей действительности. Рекомендую также не замыкаться на национальном уровне и обращаться к зарубежному опыту. В современном мире успешными становятся инициативы, применимые не только в региональном, но и глобальном масштабе.