На базе Белгородской таможни состоялось заседание совместных Коллегий ЦТУ и СЗТУ. На заседании рассматривался вопрос о проблемах судебной и правоприменительной практики. В мероприятии приняли участие: начальник Центрального таможенного управления С.Н. Прусов, и.о. начальника Северо-Западного таможенного управления Ю.С. Лямкин; первый заместитель руководителя Администрации Губернатора Белгородской области – секретарь Совета безопасности Белгородской области С.А. Литвинов; начальник Департамента по вопросам правоохранительной деятельности, обороны и безопасности аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО С.И. Мележик; главный федеральный инспектор в Белгородской области А.А. Закоржевский; Московский межрегиональный транспортный прокурор В.Г. Тюльков; Северо-Западный транспортный прокурор О.А. Колесов; Белгородский транспортный прокурор А.В. Корнюшкин; руководитель Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации А.В. Квашнин; представители ФТС России; начальники служб и должностные лица региональных таможенных управлений; начальники таможен.
Открывая заседание, Сергей Прусов отметил, что выявление проблем правоприменительной и судебной практики и принятие мер по их устранению является одной из важнейших задач таможенных органов, поскольку служит наиболее действенным механизмом совершенствования и оптимизации их работы по всем направлениям. Природа таких проблем может быть различна – от субъективных факторов, связанных с нарушениями при принятии решений должностными лицами таможенных органов, до объективных факторов, вызванных несовершенством действующего таможенного законодательства: неясность и неоднозначность толкования правовых норм, наличие правовых пробелов.
В своем докладе заместитель начальника ЦТУ – начальник Правовой службы Сергей Клещев отметил, что с целью устранения проблем, имеющих правовую природу возникновения, таможенными органами на постоянной основе проводится мониторинг правоприменительной и судебной практики, результаты которого обобщаются и направляются в Федеральную таможенную службу.
Одним из вопросов, актуальность которого всё более возрастает с 2010 года, является проблема складывания устойчивой отрицательной судебной практики по делам, связанным с возвратом излишне уплаченных таможенных платежей и процентов за несвоевременный возврат. Отсутствие в действующем таможенном законодательстве конкретного перечня документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов, по мнению судебных органов, влечёт за собой право заявителя представлять любые документы, по его мнению, свидетельствующие о таком факте, и обязанность таможенных органов рассматривать и оценивать их по существу.
Особую озабоченность в настоящее время вызывает проблема предоставления льгот иностранным физическим лицам, переселяющимся на постоянное место жительства в другое государство, так называемым, «переселенцам» – заметил Сергей Павлович.
Нормативно закрепив льготу по уплате таможенных платежей за ввоз принадлежащего переселенцу имущества, новое таможенное законодательство не определило условия и порядок предоставления указанной льготы. Для освобождения от уплаты таможенных платежей за ввоз личного имущества переселенцем, необходимо предъявление вида на жительство, получение которого занимает более 1 года с момента въезда на территорию Российской Федерации. Указанный подход в сложившейся правоприменительной практике таможенных органов порождает ряд проблем, влекущих значительные издержки для переселяющихся лиц.
Судебная перспектива таких дел очевидна. Уже имеются судебные акты, признающие незаконными требования таможенных органов о предоставлении лицом вида на жительство в качестве подтверждения права на льготу.
Следующей не менее актуальной проблемой правоприменения в отношении физических лиц является проблема взыскания таможенных платежей в связи с невывозом в установленный срок временно ввезенных автотранспортных средств иностранными физическими лицами. Данная проблема характерна для приграничных таможен. Так, в автомобильных пунктах пропуска только Брянской таможни, являющейся одной из крупнейших приграничных таможен в Центральном таможенном управлении, в 2012 году иностранными физическими лицами было временно ввезено около 508 тысяч транспортных средств, за I квартал 2013 года - около 100 тысяч транспортных средств.
Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает возможность временного ввоза иностранным физическим лицом на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства, зарегистрированного на территории иностранного государства для личного пользования, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
При невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается день истечения срока их временного ввоза. При нарушении указанного срока иностранные лица привлекаются к административной ответственности по ч.1 статьи 16.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, материалы передаются в соответствующее подразделение таможенного органа в целях взыскания таможенных платежей. При этом транспортное средство вывозится физическим лицом с таможенной территории Таможенного союза, т.е. исключается из оборота на территории Таможенного союза.
Одним из основных стратегических направлений развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года является совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров.
Совершенствование нормативного правового регулирования таможенного контроля после выпуска товаров, его унификация в рамках таможенного законодательства Таможенного союза является основной задачей для достижения поставленной цели. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы правового регулирования института таможенных проверок, которые напрямую связаны с их результативностью.
Проблемные вопросы судебной и правоприменительной практики таможенных органов Северо-Западного таможенного управления за 2012 год и I квартал 2013 года обобщила в своем выступлении заместитель начальника СЗТУ – начальник правовой службы Ирина Пушкарева.
Как было отмечено в докладе, в 2012 году в СЗТУ прослеживается устойчивая тенденция сокращения поданных в судебные органы заявлений к таможенным органам региона. Так всего за рассматриваемый период было подано 2149 заявлений, что на 30 % меньше, чем в 2011 году. В первом квартале 2013 года подано 456 заявлений, что на 10% меньше, чем в первом квартале 2012 года.
По заявлениям лиц об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов региона в 2012 году судебными органами всех инстанций рассмотрено 1855 дел. При этом 30% судебных дел от общего количества рассмотренных судами были рассмотрены в пользу таможенных органов (в 2011 году- 20%).
Снижение количества незаконных решений в области таможенного дела и, как следствие, снижение количества исков (заявлений), подаваемых в судебные органы, стало возможным, как считает Ирина Пушкарева, в том числе, в результате использования таможенными органами СЗТУ механизма ведомственного контроля
Однако акценты в выборе объектов ведомственного контроля сместились: преобладают решения, принятые при определении страны происхождения товаров и их классификации.
К проблемным вопросам правоприменительной практики таможенных органов СЗТУ Ирина Пушкарева отнесла увеличение в 2 раза количества заявлений, поданных об обжаловании решений о классификации товаров (со 121 заявления в 2011 году до 235 в 2012). В течение 2011-2012 годов судебными органами было рассмотрено 367 дел, из них не в пользу таможенных органов решения приняты по результатам рассмотрения 291дела.
Также в докладе была выделена проблема, связанная с функционированием особой экономической зоны в Калининградской области при предоставлении льгот в отношении товаров, ввозимых в Особую экономическую зону в Калининградской области. В первую очередь это связано с проблемами, возникающими у таможенных органов при подтверждении статуса товаров.
Подводя итоги заседания Коллегий, С.Н. Прусов отметил, что устранение перечисленных пробелов и неясностей правового регулирования будет являться залогом повышения качества проводимого таможенного контроля и гарантом незыблемости принимаемых по его результатам решений.
Центральное таможенное управление (ЦТУ) является одним из самых крупных региональных таможенных управлений ФТС России. Оно дает в федеральный бюджет значительную часть от всех таможенных платежей. Территориально регион деятельности ЦТУ соответствует границам ЦФО, в который поступает до 70 % направляемых в Россию товаров и транспортных средств.