RICS (Королевское общество сертифицированных экспертов в области недвижимости) представил новое руководство по управлению недвижимостью. Руководство является сводом профессиональных и этических стандартов в сфере жилой и коммерческой недвижимости. Кроме того, оно поможет специалистам соответствовать требованиям местного законодательства во всех регионах.
Стандарты необходимы для того, чтобы заказчик и подрядчик разговаривали на одном языке. Критерии добросовестной работы не должны быть размыты, иначе это даст простор для вольных трактовок. Именно поэтому все стандарты и руководства RICS, помимо технической части, содержат главы, посвященные этике. Эти дополнения необходимы для того, чтобы управление недвижимостью не вызывало конфликт интересов разных сторон. Кроме того, руководство содержит ряд требований непосредственно к управляющему, которые должны гарантировать его беспристрастность. RICS публикует и другие стандарты, например, посвященные оценке и брокериджу.
Для российского делового сообщества отсутствие единых стандартов во многих сферах, в том числе и в недвижимости, стало заметной проблемой. Неоднократные попытки унифицировать стандарты качества либо проваливались, либо приводили к тому, что каждая крупная компания вводила свои нормы, не действующие для всех остальных. В то же время многие западные инвесторы требуют, чтобы российский рынок стал более прозрачным, не в последнюю очередь благодаря соблюдению общепринятых международных стандартов.
Ирина Аксенова, региональный директор RICS Russia & CIS, говорит и о другой сложности: «В российской деловой среде, к сожалению, не развит институт медиации, когда споры решаются не через суд, а с привлечением третьей стороны — независимого эксперта. На Западе это обычное явление, там бизнес изобрел эффективные механизмы саморегуляции. Если бы у нас были медиаторы и унифицированные стандарты для всех игроков рынка, Россия бы сделала большой шаг вперед».
Открытым остается вопрос о том, кто будет инициатором введения в обиход международных стандартов. По мнению RICS, проводниками этих идей должны стать некоммерческие организации и профессиональные группы. Это пойдет на пользу бизнесу: компаниям будет проще взаимодействовать с зарубежными коллегами и инвесторами, а качество услуг выйдет на более высокий уровень.