В апреле 2013 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка судов гражданского назначения.
Российский рынок судов гражданского назначения показывает положительную динамику, причем на фоне провалов в объемах заказов на постройку судов в мире в 2011 и 2012 гг. У мировых судовладельцев образовался избыток судового тоннажа крупных транспортных судов. Российские судовладельцы в связи с реализацией новых проектов, получили возможность обновлять устаревший флот. Проекты российских судовладельцев связаны в первую очередь с освоением арктического шельфа, развитием Северного морского пути. Стал расти спрос на определенные грузы, например уголь. Крупнейшие порты стали расширять мощности, началось строительство новых портовых комплексов. Государство приняло и реализует программу по поддержке отрасли. Все это сделало востребованной продукцию гражданского судостроения для российских судовладельцев и нашло свое отражение в заказах на новые суда.
В 2012 году в России было построено гражданских судов на 50,5 миллиарда рублей. При этом большое число заказов на суда российские судовладельцы размещают за рубежом, на сумму около 1 млрд. долларов в год. Связано это с недостатком мощностей на российских предприятиях, а так же с более длительным сроком постройки по многим направлениям. При этом рынок судов гражданского назначения развивается непропорционально. Средний возраст судов речного флота составляет более 28 лет, а значит 90 % судов будут списаны к 2020 году. Рыбопромысловый флот остоит из более 2,5 тыс. судов различного назначения, причём возраст более половины из них превышает 20 лет, а более 80% судов эксплуатируются сверх срока полезного использования. причем российская промышленность практически не строит рыбопромысловые суда.
Заказы российских судовладельцев концентрируются в секторах морских транспортных судов, сухогрузов и танкеров, а также судов обеспечения, в первую очередь буксиров.
Морские суда, контролируемые Россией, большей частью используют удобные флаги, в результате чего морской флот, зарегистрированный в РМРС существенно меньше по численности старше флота под иностранными флагами и контролируемого Россией флота в целом.
Заказы российских судовладельцев постепенно смещаются в сторону судов большей тоннажности, вслед за мировой тенденцией, а также судов ледового класса.