По данным нового исследования «Фарма 2020: Переход на новые бизнес-модели. Какую дорогу выбрать?» (Pharma 2020: Challenging business models – which path will you take?), проведенного PricewaterhouseCoopers (PwC), даже крупнейшим фармацевтическим компаниям придется скоро выйти за пределы своего сектора и начать сотрудничать с другими организациями. Недавнее заявление о создании совместного предприятия фармацевтическими гигантами GSK и Pfizer, ориентированного на разработку и производство препаратов против ВИЧ, подтверждает тот факт, что фармацевтические компании ищут новые пути сотрудничества.
Вместе с тем, наблюдается бурный рост количества сделок слияний и поглощений. Активность в области сделок слияний и поглощений растет, но существуют и альтернативы слияниям и поглощениям, например, совместная деятельность, которая, по мнению PwC, в действительности окажется более гибкой и нацеленной на успех компании в долгосрочной перспективе.
По мнению специалистов PwC, финансовый кризис заставит все большее число компаний искать пути сотрудничества. Совместная деятельность может решить проблему текущего дефицита средств для финансирования биотехнологических компаний, однако для этого необходимы немедленные действия. В действительности, необходимость перехода на новые бизнес-модели может быть продиктована и факторами, выходящими за пределы фармацевтической отрасли, например, регулирующими органами, инвесторами и представителями сферы здравоохранения.
Преимущества сотрудничества, нацеленного на реализацию долгосрочных целей, подтверждаются на практике. По данным исследования, проведенного корпорацией RAND, 100%-ное участие в управлении и контроле над ходом реализации программы в области профилактики, диагностики и лечения четырех заболеваний (астма, хроническое обструктивное заболевание легких, диабет и острая сердечная недостаточность) в США обеспечило значительную экономию финансовых средств. По оценкам корпорации, чистая сумма сэкономленных средств для системы здравоохранения составила 28 млрд долл. США (около 2% от общей суммы затрат на здравоохранение в США), не считая дополнительных преимуществ для экономики страны в части количества сэкономленных рабочих дней.
Более того, фармацевтическим компаниям необходимо действовать решительно и быстро и следовать примеру представителей других отраслей. Так, например, компания Vodafone, испанский провайдер услуг телемедицины Medicronic Salud и производитель медицинского оборудования Aerotel Medical Systems объединили усилия для разработки системы беспроводного контроля состояния здоровья на дому. Аналогичным образом компания Prudential сотрудничает с Virgin Active Health Club в сфере реализации программы, которая предусматривает льготное членство в фитнес-клубе и снижение платы в качестве поощрения тех, кто регулярно занимается в клубе.
Трансформация модели здравоохранения в мировом масштабе, изменившиеся запросы различных групп заинтересованных лиц, включая пациентов, потребуют от фармацевтических компаний применения комплексного подхода, а не узконаправленного медицинского обслуживания. Это означает, что в будущем фармацевтическим компаниям придется больше взаимодействовать с другими представителями отрасли. Для этого им необходимо взаимовыгодно сотрудничать, объединив усилия с широким кругом организаций – от академических заведений, больниц и поставщиков технологий до компаний, предлагающих программы соблюдения нормативно-законодательных требований, консультации по диетологии, услуги по управлению стрессом, процедуры физиотерапии, помещения для занятий физическими упражнениями и тренажеры, а также проведение медосмотра.
Алина Лаврентьева, партнер, руководитель практики PricewaterhouseCoopers по работе с компаниями фармацевтической отрасли, отмечает: «В будущем сотрудничество станет обязательным требованием для фармацевтических компаний и участников системы здравоохранения. Традиционная, полностью интегрированная бизнес-модель крупных фармацевтических компаний позволила им долгие годы успешно «зарабатывать прибыль в одиночку». В период с 1985 по 2000 год доля рынка ведущих компаний выросла в 85 раз. Однако сейчас эта модель находится под огромным давлением и если и продолжает действовать, то, по прогнозам, окончательно рухнет к 2020 году.
В следующие десять лет ни одна из фармацевтических компаний не сможет «зарабатывать прибыль в одиночку». Важное значение для развития фармацевтических компаний будет иметь разработка эффективных лекарственных препаратов и удовлетворение потребностей участников рынка, которые будут хорошо подготовлены для того, чтобы оценить соотношение цены и качества. Крупномасштабное сотрудничество выведет многие фармацевтические компании из их комфортного состояния, но это единственный способ сохранить прибыльность к 2020 году.
Если ведущие фармацевтические компании не смогут быстро изменить свои бизнес-модели, то в секторе здравоохранения появятся и займут их место другие фирмы. Перестановка приоритетов на рынке и стратегическая значимость информации и новых технологий откроют двери для новых игроков, которые займут ведущие позиции на рынке. Речь идет о поставщиках информации и компаниях с хорошей репутацией и известным брендом, которые могут расширять свою сферу деятельности, – например, о компании GE Healthcare».
Новая модель для фармацевтической отрасли – это интегрированная (или объединенная) модель, при которой компания создает сеть отдельных предприятий с единой инфраструктурой вспомогательных служб. Данная сеть предприятий может включать расположенные в разных странах университеты, больницы, клиники, поставщиков технологий, компании по анализу данных и провайдеров услуг, направленных на поддержание здорового образа жизни. Примером этого может служить объединение организаций по изучению сердечнососудистых заболеваний, в состав которого могут входить фармацевтические компании, клиники и диагностические центры с оказанием услуг по диагностике и лечению, а также консультанты по питанию и управлению стрессом в целях профилактики заболеваний. Ключевым показателем деятельности участников объединения является повышение качества жизни пациента.
Только самые крупные фармацевтические компании будут применять полностью диверсифицированную модель, при которой компания расширяет свои основные виды деятельности и добавляет к ним предоставление сопутствующих продуктов и услуг, включая диагностику и оборудование, лекарства общего типа, пищевые добавки и организацию здравоохранения. Компания Johnson & Johnson лидирует среди фармацевтических компаний в применении данного подхода. Данная модель позволит компаниям снизить свою зависимость от «лекарств-блокбастеров» и распределить риски за счет выхода в новые сегменты рынка.
Алина Лаврентьева делает вывод: «Большинство крупных фармацевтических компаний пользуются услугами внешних подрядчиков в дополнение к своим внутренним ресурсам, но очень немногие фирмы предприняли следующий шаг в этом направлении. При этом не существует никаких видимых препятствий для передачи на внешний подряд научных исследований, производства и рекламной деятельности. Это позволит компаниям сконцентрироваться на своих основных функциях, которые ведут к созданию добавленной стоимости, – на управлении проектом, развитии бизнеса, выполнении нормативных требований, управлении интеллектуальной собственностью, фармакоэкономическом анализе и формировании прочных отношений с лидирующими специалистами в соответствующих отраслях медицины и участниками системы здравоохранения. Ситуация в мире меняется стремительно, и только те компании, которые проявят гибкость и умение адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, получат преимущество».