В апреле 2009 года завершилась разработка первых редакций российских национальных стандартов по управлению проектами.
В настоящее время в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии переданы тексты трех стандартов в области управления проектами:
- «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»
- «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой»
- «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов»
Цель создания стандартов – введение общепринятых требований в области управления проектами, программами и портфелями проектов, и, как следствие, повышение эффективности проектного менеджмента в России. Разрабатываемые документы определяют основные требования к организации и процессам управления проектом, программой, портфелем проектов и могут применяться в различных организациях для любых типов проектов, включая проекты и программы, реализуемые государственными органами.
Введение национальных стандартов обеспечит компаниям и организациям:
- единое понимание правил и принципов проектного управления, целей и содержания реализуемых проектов;
- нормативное закрепление схемы распределения управленческих полномочий и зон ответственности основных участников проектной деятельности на различных этапах жизненного цикла проектов;
- определение единых подходов, способов исполнения и управления проектами, которые позволят обеспечить взаимопонимание и продуктивное взаимодействие всех участников проектной деятельности;
- создание методической основы для обучения персонала, участвующего в проектной деятельности.
Разработка стандартов началась в 2008 году по инициативе Автономной некоммерческой организации «Центр стандартизации управления проектами», созданной лидерами рынка услуг проектного управления – ГК «Проектная ПРАКТИКА» и компанией PM Expert. В создании национальных стандартов приняли участие специалисты ведущих компаний, работающих в области управления проектами, программами и портфелями проектов, представители международных профессиональных ассоциаций менеджеров проектов. Каждая из трех сформированных рабочих групп, включивших экспертов и практиков проектного менеджмента, отвечала за разработку одного из трех стандартов.
Вот как оценивает разработку стандартов управляющий партнер ГК «Проектная ПРАКТИКА», вице-президент Российской ассоциации управления проектами СОВНЕТ Алексей Полковников: «Потребность в стандартизации в области управления проектами в России давно назрела и была озвучена многими руководителями как отдельных проектов, так и компаний, государственных организаций. Данная инициатива встретила активную поддержку со стороны Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, где был издан приказ о создании подкомитета «Менеджмент проектов». Важным достоинством разрабатываемых стандартов является их комплексность – эффективного управления проектной деятельностью в организации можно добиться только за счет согласованной стандартизации процессов управления на всех уровнях от отдельных проектов до портфеля».
«С учетом стремительного развития проектного управления в России, которое мы наблюдаем в последние годы, разработка национальных стандартов в этой области является жизненно необходимой, – говорит генеральный директор PM Expert Александр Кутузов, PMP, PME. – Сейчас мы сделали важный шаг для претворения в жизнь идеи, уже в течение 5 лет вызревавшей среди профессионального сообщества. Выход стандарта позволит унифицировать проектную деятельность, облегчить взаимодействие в проекта и внедрить лучшие методы управления проектами в государственные и частные компании и организации. Уверен, что это даст мощный импульс для роста эффективности и результативности проектов на всех уровнях, что, в конечном счете, приведет к повышению конкурентоспособности нашей страны».
Автономная некоммерческая организация «Центр стандартизации управления проектами» создана по инициативе ведущих специалистов в области проектного менеджмента – представителей ГК «Проектная ПРАКТИКА» и компании PM Expert.