19 марта 2013 года в Москве состоялся III Всероссийский форум саморегулируемых организаций «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития». Форум проходил в рамках Недели российского бизнеса. Мероприятие было организовано Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП РФ) при поддержке Комитета по вопросам собственности Государственной Думы РФ и Национальных объединений саморегулируемых организаций.
В форуме приняли участие представители исполнительной и законодательной власти, Национальных объединений СРО, саморегулируемых организаций со всей России, общественных организаций и объединений, предприниматели более чем из 60 различных отраслей.
Форум прошел под знаком обсуждения основных проблем становления и развития отечественного саморегулирования, обмена практическим опытом, дискуссий по вопросам борьбы с возникающими негативными тенденциями.
В выступлении, открывающем форум, президент РСПП РФ А. Шохин подчеркнул, что создание СРО стало альтернативой жесткому государственному регулированию и теперь необходимо совершенствовать законодательную базу регулирования, включая усиление контроля за СРО.
Председатель комитета РСПП по развитию саморегулирования В. Плескачевский высказал альтернативную точку зрения. По его мнению, излишне жесткое государственное регулирование негативное влияет на развитие СРО.
Председатель «Комитета гражданских инициатив» А. Кудрин, в свою очередь, заметил, что в отраслях с обязательным саморегулированием государство продолжает в полной мере регулировать деятельность СРО, в результате чего складывается система двойного контроля и возникают дополнительные административные барьеры.
В ходе пленарного заседания, продолжившего работу форума, были рассмотрены самые актуальные и иногда даже злободневные вопросы. В частности, обсуждались механизмы управления компенсационными фондами, положение с имущественной ответственностью и информационной открытостью СРО.
Участники пленарного заседания согласились, что отрасли, уже перешедшие на саморегулирование, показали неплохой пример остальным сегментам экономики. Все чаще в тех или иных сферах деятельности поднимается вопрос о введении саморегулирования.
Как было отмечено, благодаря активному участию саморегулируемых организаций, разработка всевозможных стандартов и правил происходит быстрее, чем это сделало бы государство. На сегодняшний день саморегулирование рассматривается как реальная альтернатива государственному контролю, необходимо только найти адекватную пропорцию первого и второго.
В некоторых отраслях система саморегулирования настолько сильна, что способна решать отраслевые проблемы самостоятельно, отметили участники дискуссий. В отдельных случаях национальные объединения СРО стали полноценными регуляторами, которые способны вести цивилизованное лоббирование профессиональных интересов в диалоге с государством.
Строительное сообщество привело конкретные факты и цифры, которых удалось достичь за счет работы в рамках саморегулирования. Так, уже свыше 90% саморегулируемых организаций ведут деятельность на основе унифицированных документов, разработанных НОСТРОЙ. Кроме того, в строительной отрасли воссоздана система технического регулирования. Созданы, приняты и используются 92 стандарта НОСТРОЙ, регулирующие правила производства более 130 видов работ. Еще 84 стандарта находятся в стадии разработки.
Участники пленарного заседания назвали саморегулирование одним из наиболее эффективных способов снижения административной нагрузки на бизнес. В ходе мероприятия было принято решение о создании на базе РСПП «дорожной карты», которая могла бы определить дальнейшее развитие отечественного института саморегулирования.
Стоит заметить, что в нынешнем году позиция государства в отношении унификации саморегулирования во всех отраслях несколько смягчилась. На прошедшем форуме был более четко обрисован перечень моментов, требующих унификации, а именно: подходы к формированию компенсационных фондов, требования по информационной открытости, по ведению реестров СРО, принципы формировании и компетенции национальных объединений, вопросы страхования ответственности, а также функции СРО по контролю собственных членов. При этом с принципиальной точки зрения существование специальных норм регулирования в отраслевом законодательстве уже не вызывает возражений даже у инициаторов унификации.
Помимо пленарного заседания в рамках форума прошло шесть круглых столов. На первом круглом столе обсуждались место и роль национальных объединений СРО в системе саморегулирования отрасли, их функции, возможности по взаимодействию с государством. Второй круглый стол был полностью посвящен практике работы специализированных органов СРО – контрольных, дисциплинарных комиссий и других органов. На третьем круглом столе были подняты проблемы кодификации законодательства о саморегулировании и затронуты вопросы, касающиеся особенностей отраслевого законодательства. Темой четвертого круглого стола стали цели и средства информационной открытости СРО и Национальных объединений СРО. Пятый круглый стол собрал желающих обсудить проблемы взаимодействия СРО с регулирующими и надзорными органами. Наконец, шестое мероприятие было целиком сконцентрировано вокруг проблем становления саморегулирования в сфере финансовых услуг в условиях единого регулятора.
СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» была представлена на Всероссийском форуме саморегулируемых организаций внушительной делегацией. Представители Партнерства приняли участие в работе пленарного заседания и большинства круглых столов. Особое внимание было уделено круглым столам «Проблемы кодификации законодательства о саморегулировании. Особенности отраслевого законодательства о саморегулируемых организациях» и «Цели и средства информационной открытости деятельности СРО и Национальных объединений СРО».
Генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрий Мурзинцев высоко оценил прошедший форум: «Всероссийский форум саморегулируемых организаций позволяет обсудить важнейшие вопросы становления и развития российского саморегулирования напрямую с представителями исполнительной и законодательной власти. Здесь происходит интерактивный обмен мнениями и опытом, решения, принятые в рамках форума, оказывают влияние на совершенствование законодательной базы саморегулирования. Хотелось бы особо отметить важность отдельных изменений в концепции по унификации законодательства о саморегулируемых организациях. Представляя энергетическое строительство, наше Партнерство всегда выступало за сохранение отраслевой специфики регулирования деятельности отраслевых СРО. Смягчение позиции государства по данному вопросу позволяет надеяться на достижение определенного компромисса. Также мы надеемся, что нам удалось донести свою позицию по отдельным аспектам обеспечения информационной открытости СРО. Как показал форум, институт саморегулирования вышел за рамки просто объединения профессионалов отрасли, приобретя общественную значимость. Он успешно развивается, показывая пример эффективного регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности, однако для сохранения и повышения эффективности необходимо расширять диалог с государством, чему способствуют площадки, подобные данному форму».