За последние три года, которые для столичного жилого рынка прошли под лозунгом «время покупателя» претенденты на московские квадратные метры выработали две основные стратегии поведения. Первая – торговаться до последнего, требуя от продавца максимального снижения цены, вторая – дожидаться стабилизации и уже тогда приступать к выбору варианта при покупке. Совокупные данные аналитиков позволяют утверждать: обе покупательские стратегии «просрочены» и не соответствуют текущей рыночной ситуации. Что касается торга, времена, когда продавцы охотно соглашались на дисконт, остались в далеком кризисном прошлом. А цена, по которой в итоге проходит сделка, уже практически не отличается от цены предложения.
Что же касается узких рыночных ниш – таких, например, как вторичные квартиры бизнес-класса, в сегменте которых работает компания «Авангард М» (холдинг «Миэль»), то здесь не относительная, а абсолютная стабилизация наступила еще раньше. Статистика продаж компании свидетельствует, что начиная с 2010 года рост стоимости вторичного жилья обусловлен в основном инфляционными процессами, а также меняется вследствие колебаний валютного рынка: такие изменения вполне можно назвать «техническими».
Скажем, в 2010 году самая дешевая квартира, реализованная компанией в сегменте вторичного жилья бизнес-класса, располагалась на ул. Вавилова, занимала площадь в 54,8 кв.м и стоила 10 100 000 рублей. А самая дорогая – площадь 85,9 кв.м. находилась в Б.Толмачевском переулке и стоила 27 000 000 руб. Год спустя самый дешевый вариант выглядел так: Чертановская ул. 58,2 кв.м, 9 026 000 руб. А самый дорогой – так: Пятницкая ул., 95,2 кв.м, 30 105 700 руб. Наконец, вот данные за 2012 год, в котором самой дешевой из квартир, проданных компанией «Авангард М» в сегменте вторичного бизнес-класса, стала квартира на Нахимовском проспекте площадью 44,2 кв.м по цене 12 700 000 рублей, а самой дорогой – квартира на Фрунзенской набережной площадью 81,5 кв.м стоимостью 31 900 000 рублей.
Элементарное сравнение этих цифр позволяет понять, что с одной стороны ни о каком падении цен речи давно уже не идет, а с другой - их рост настолько спокоен, что позволяет принимать решения не торопясь и без нервотрепки. То есть обеспечивает покупателям так необходимую им стабильность.
Для еще большей наглядности генеральный директор компании «Авангард М» Алла Вишневская предлагает проанализировать продажную стоимость двухкомнатной квартиры вторичного бизнес-класса площадью 55-57 кв.м в конкретном районе Москвы – в середине Ленинского проспекта. «В 2010 году в этом районе столицы квартира площадь 55,6 кв.м. ушла за 14 350 000 рублей. В 2011 жилье практически такой же площади было продано за 15 250 000 руб. А в 2012 – за чуть более просторный вариант (57,2 кв.м) покупатели заплатили 15 850 000 руб. Причем подобную стабильность показывает не только Ленинский проспект, спрос на который стабилен и его место на рынке также непоколебимо. В других районах Москвы, которые попадают в поле нашего внимания – будь то район Университет, или Комсомольский проспект, или Замоскворечье - картина похожая», - рассказывает Алла Вишневская.
При этом – отмечают риэлторы – цена предложения и цена продажи оказываются равными или очень близкими в большинстве случаев.
Таким образом, покупателям в ближайшее время придется полностью сменить стратегию. Период «выжидания» прошел. Тем более, что инфляция не только обеспечивает плавный рост цен на рынке, но и обесценивает накопления.