Введение механизмов общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего образования входит в число приоритетных задач в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года.
Совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением ученых Российской академии наук и международных экспертов в ходе реализации программы не позднее декабря 2014 года будут подготовлены предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.
В ходе проведенных в 2012 году ВЦИОМ социологических опросов большинство преподавателей (66%) и работодателей (60%) проявили высокую заинтересованность в получении актуальной информации о результатах общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.
Проведенным исследованием фиксируется уверенность опрошенных в том, что свидетельство о прохождении общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ может гарантировать качество получаемого образования.
Среди преимуществ и последствий внедрения общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ с точки зрения работодателей (1,98) важнее всего – возможность выбрать то образовательное учреждение, учащиеся которого могут стать потенциальными сотрудниками фирмы (организации). С позиции преподавателей основное достоинство данной инициативы заключается в приведении содержания образовательных курсов в соответствие с ежедневной трудовой практикой по данной специальности.
«В обществе созрело понимание того, что, в первую очередь, важен не диплом, а качество полученного образования. Профессиональное сообщество осознало, что получение вузом или колледжем лицензии на ведение образовательной деятельности – необходимое. Но недостаточное условие успешной работы. Нужно постоянно соотносить результаты своих усилий с определенной шкалой, чтобы понимать свое место на рынке, преимущества и недостатки, вовремя реагировать на происходящие изменения. Для этого и нужна независимая оценка», - комментирует генеральный директор Агентства по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) Алексей Белокопытов в интервью журналу «Качество образования».
Как показало исследование, абсолютное большинство опрошенных в той или иной степени выступают за необходимость повсеместного распространения общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. Среди преподавателей доля сторонников составила 88%, среди работодателей - 94%.
В ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в 2016-2018 годах внешняя объективная оценка качества образования будет введена как устойчивая практика не менее чем на трех уровнях образования. Будут разработаны и апробированы механизмы общественно-профессиональной оценки результатов профессионального образования.
По итогам заключительного этапа программы в 2019-2020 годах внешняя объективная оценка качества образования будет введена как устойчивая практика не менее чем на пяти уровнях образования.
Уж сейчас в ходе социологического исследования на вопрос о том, хотели бы респонденты принять участие качестве эксперта в общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ были чаще всего получены положительные ответы. Подавляющее большинство преподавателей (68%) и работодателей (60%) выразили яркое желание принять участие в общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в качестве эксперта.
Как показало проведено социологическое исследование, абсолютное большинство опрошенных в той или иной степени выступают за необходимость повсеместного распространения общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. Среди преподавателей доля сторонников составила 88%, среди работодателей – 94%.
Примечательно, что в сравнении с 2011 годом, возросла поддержка повсеместного распространения общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ со стороны преподавателей и работодателей.
Мнения относительно того, должна ли быть общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ добровольной или обязательной процедурой, разделились в зависимости от целевой группы опрошенных. Несмотря на то, что больше половины и работодателей (68%), и преподавателей (53%) считают, что эта процедура должна быть обязательной, существенная часть (40%) преподавателей выступают за добровольный подход.