Журнал "Деловая среда" выяснил мнение экспертов о том, что может попросить ментор за советы начинающему бизнесмену и на что не стоит соглашаться.
"Ментор - это временный член команды стартапа, консультант, помощник. Его задание - помогать проекту знаниями и опытом, но не деньгами и работой", - такое определение можно увидеть на большинстве сайтов, посвященных предпринимательству. С этим согласен Антон Белоусов, аналитик Softline Venture Partners и основатель IT-стартапа Taist. Как у стартапера у него есть два ментора. По его убеждению, доля в компании, которую ментор может попросить у стартапера за услуги, в России составляет 0,5-2%. Если ментор просит больше, не стоит иметь с ним дел. О чем еще должен знать предприниматель, ищущий наставника? Главное правило: у ментора должен быть собственный успешный опыт в предпринимательстве в той области, в которой работает стартап. Причем на раннем этапе развития бизнеса нельзя привлекать специалистов, это должен быть именно предприниматель. Специалист всегда мыслит узко и будет пытаться сделать из начинающего бизнесмена профессионала в своей области, а ему нужно строить бизнес. Так считает Белоусов. "Это зависит от проблем, которые стоят перед стартапом", - возражает Саргис Арутюнян, создатель проекта iAgent. Например, если необходимо сосредоточиться на привлечении инвесторов, то нужен ментор со связями в инвестфондах.
Белоусов советует не связываться с наставниками, сразу требующими долю или тем более деньги. Это неверная мотивация. Скорее всего у таких людей часто сомнительный опыт, говорит эксперт. На Западе принятая доля в компании 0,5-2% и для России это тоже нормально. Тем не менее, в Москве менторы хотят как минимум 4-8%, а в Красноярске есть те, кто готов брать 20% компании, говорит, исходя из своего опыта, основатель сервиса перевода интернет-страниц LangPrism Александр Ефремов.
Если ментор действительно помогает в создании бизнеса, без благодарности он не останется. В России доля в стартапе обычно выделяет наставнику, когда проект близок к привлечению первых инвестиций. На Западе могут подписываться соглашения почти сразу, причем доля в проекте зависит от вклада ментора.
Белоусов против подхода "мотивировать" ментора делать больше с помощью KPI. Это не совпадает с его внутренней мотивацией. Регулярное выполнение конкретных задач вроде привлечения клиентов - это не к ментору. Вообще имеет смысл предлагать долю ментору на стадии привлечения инвестора, соглашается основатель социальной сети для сотрудников компаний DaOffice Юрий Федосеев.
Важно научиться анализировать и фильтровать советы ментора, а не слепо следовать им. Не стоит воспринимать ментора как что-то обязательное для стартапа, как формальное условие, которое необходимо выполнить.