Ситуация, которая сложилась на сегодняшний день с подготовкой рабочих кадров для строительной отрасли, достаточно сложная. Долгое отсутствие конструктивных действий в этом направлении фактически привело к развалу существующей системы профильного образования, которая является основой для формирования кадрового резерва во всех развитых странах мира. Специалисты, представители старой гвардии, уходят на заслуженный отдых, а заменить их просто некем. Молодежь не торопится осваивать рабочие профессии по целому ряду причин. Есть ли шанс исправить ситуацию и как обеспечить строительную отрасль квалифицированными кадрами? Эти и другие вопросы мы задали заместителю председателя Комитета по развитию системы подготовки рабочих кадров НОСТРОЙ, президенту НП СРО «Стройрегион-Развитие» Валентине Мазаловой.
Валентина Александровна, расскажите пожалуйста, как решают вопрос подготовки кадров в Национальном объединении строителей?
Необходимо кардинально менять ситуацию, когда на стройках повсеместно используется низкоквалифицированный труд рабочих из ближнего зарубежья. Сейчас, когда рынок недвижимости переживает настоящий бум, а строительство ведется ускоренными темпами, отрасль как никогда нуждается в квалифицированных специалистах, мастерах своего дела. Задачей строительного сообщества является воссоздание системы подготовки кадров на качественно новом уровне. 25 мая 2012 года решением Совета в НОСТРОЙ создан Комитет по развитию системы подготовки рабочих кадров, который возглавляет член Совета НОСТРОЙ, президент Ассоциации СРО «Единство», Почетный строитель России Михаил Воловик. Среди основных направлений работы Комитета – популяризация статуса и возрождение престижа рабочих профессии, разработка профессиональных стандартов, а также формирование системы ресурсных центров нового поколения под эгидой НОСТРОЙ.
Насколько сегодня востребовано создание ресурсных центров? Существует ли подобная практика в европейских странах?
Специализированные ресурсные центры представляют собой образовательные учреждения нового поколения с современной учебно-материальной базой, использующие в образовательном процессе передовые технологии. Их главная задача - обеспечить высококачественную профессиональную подготовку рабочих строительных профессий, с учетом потребностей стройкомпекса в конкретном регионе. Такие ресурсные центры уже много лет функционируют в Германии и Финляндии. Обратившись к успешному международному опыту, активом Комитета была разработана концепция, сутью которой является создание ресурсных центров в каждом федеральном округе на базе образовательных учреждений среднего или высшего профессионального образования. Благодаря современному оснащению, объединяющему учебные классы и испытательные полигоны, производственные лаборатории и тренажеры-имитаторы, учащиеся смогут применить полученные знания на практике. Кроме того, на базе ресурсных центров планируется апробировать разработанные профстандарты, проводить конкурсы профмастерства, а также вести работу по профориентации.
Что необходимо сделать образовательным учреждениям, которые желают получить аккредитацию в качестве ресурсного центра НОСТРОЙ?
Если образовательное учреждение имеет развитую материально-техническую базу, у него отсутствуют проблемы, связанные с организацией учебного процесса, налажены партнерские взаимоотношения со строительными организациями и СРО, то оно имеет все шансы быть аккредитованным. Для этого учебному заведению необходимо предоставить соответствующий пакет документов в Аппарат НОСТРОЙ. После проверки они будут переданы на рассмотрение в Комитет, который и принимает окончательное решение. Учебному заведению, аккредитованному в качестве ресурсного центра, выдается соответствующее Свидетельство. Планируется, что в каждом федеральном округе будут определены базовые ресурсные центры, которые получат софинансирование Национального объединения. С Концепцией ресурсных центров и списком необходимых документов можно ознакомиться на страничке Комитета в разделе «Деятельность» на сайте НОСТРОЙ.
Скажите, а по каким критериям будут отбираться базовые центры?
Перечень критериев сейчас находится в стадии разработки. Большое значение при определении базового центра будут иметь результаты мониторинга потребности регионов в выпускаемых специалистах, а также рекомендации координаторов, которые хорошо знакомы с ситуацией на местах. На одном из последних заседаний Комитета, члены рабочей группы высказали мнение о необходимости включить в перечень критериев количество рабочих профессий, по которым проводится обучение, срок работы учебного заведения, качество подготовки преподавательского состава, участие в конкурсе «Строймастер» и иных значимых мероприятиях, проводимых Национальным объединением строителей. С учетом озвученных предложений аппарату НОСТРОЙ поручено подготовить предложения по критериям отбора базовых центров и представить на следующем заседании Комитета.
По какому принципу будет осуществляться софинансирование ресурсных центров?
С базовыми центрами будут заключены соглашения о сотрудничестве. Софинансирование из средств НОСТРОЙ получат программы по разработке квалификационных требований к строительным профессиям, проведению экспертизы профстандартов, а также мероприятия, направленные на повышения статуса и возрождение престижа рабочих профессий. Выделенные средства будут распределены по федеральным округам и городам федерального значения пропорционально количеству СРО, с учетом рекомендаций координаторов.
В ряде Федеральных округов, где прошли Окружные конференции, концепция ресурсных центров не была поддержана. Как Вы можете это прокомментировать?
Полагаю, это связано с низкой информированностью участников Окружных конференций, которые не ознакомились должным образом с представленной концепцией. Большое значение здесь имеет информационное содействие координаторов. Могу заверить, что все предложения, поступившие из округов по доработке концепции, будут учтены, и благое дело по повышению квалификации рабочих и формированию профессиональной кадровой элиты получит одобрение и поддержку.
Где можно ознакомиться со списком образовательных учреждений, претендующих на аккредитацию?
Совместно с управлением профобразования мы свели всю информацию воедино, создав специальный реестр, содержащий сведения об аккредитованных ресурсных центрах. В самое ближайшее время он будет размещен на официальном сайте НОСТРОЙ. Ведение такого реестра позволит координировать взаимные действия образовательных учреждений и строительного сообщества в развитии системы профессиональной ориентации, трудоустройстве подготовленных специалистов и замещении трудовых мигрантов отечественными квалифицированными кадрами. На сегодняшний день в аппарат Нацобъединения поступило более 200 обращений, полный комплект документов предоставили 18 образовательных учреждений из всех федеральных округов России, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга. По решению Комитета все они прошли аккредитацию и претендуют стать базовыми.