В условиях резкого перепада температур, характерного для начала зимнего периода в Москве, страдают и жители домов, которые вынуждены пробираться к подъездам через снежные завалы или реки реагента, и автолюбители. Недавние события на трассе М10 и МКАД показали, что любое отклонение от стандартных, проверенных на практике норм ведет к коллапсу движения. Специалисты УК Clever Estate проанализировали, параметры современной зимней уборки Москвы и области и нашли многое, что объединяет уборку придомовых территорий и городских трасс.
Придомовой территорией, согласно последним распоряжениям Правительства Москвы, считается территория, составляющая пять метров от стены дома. Именно эту территорию обязаны убирать дворники ДЭЗов и управляющих компаний. Все, что находится на расстоянии свыше пяти метров от дома – должны убирать городские коммунальные службы.
«Ранее придомовая территория действительно могла включать в себя и парки, и детские площадки, - говорит Сергей Креков, генеральный директор УК Clever Estate. - Последние нормативные изменения относительно размеров придомовой территории появились в 2012 году, поэтому не все управляющие компании о них знают и, так как нормативы носят рекомендательный характер, то многие УК, особенно на объектах бизнес- и премиум-класса, продолжают самостоятельно осуществлять уборку территории, выходящей за придомовые пределы. Конечно, управляющие компании могут пригласить городские коммунальные службы для уборки территории, которая официально не считается придомовой, но, как правило, они не располагают всей необходимой техникой и могут серьезно повредить ее ландшафтное оформление».
Между процессами уборки территории вокруг домов эконом-, бизнес- и премиум-классов нет принципиальной разницы, кроме ценовой. Стоимость уборки экономкласса составляет 5 рублей за кв м – преимущественно это ручная уборка. Уборка придомовой территории домов бизнес- и премиум-класса может доходить до 30 рублей за кв м – из-за объема территорий, парковых зон, прилегающих к домам бизнес и премиум уровня, использования механизированной уборки, которая требует применения дорогостоящего оборудования.
«Главная проблема – использование противогололедного реагента, - говорит Сергей Креков. – «Любимое» нарушение городских коммунальных служб – это его неправильное использование, и как следствие, сведение эффекта к минимуму. Оптимальный срок действия реагента – 4 часа, и растопить он может корку льда не толще 1 см. Основное правило - реагент не должен раскидывается прямо на снег. Сначала снег должен быть убран, а оставшийся на асфальте лед обработан реагентом, после чего образовавшуюся смесь следует счистить. Это обусловлено тем, что реагент будет взаимодействовать со снегом, но не дойдет до корки льда на асфальтовом покрытии или дойдет частями. Таким образом, из-за неправильного использования реагента он просто провалится в пустоты в снеге, растопит часть снежного покрытия и несущественную часть ледяной корки, никак не повлияв на ситуацию на дорогах. Неправильное использование реагента, - продолжает Сергей Креков, - уже привело к многочасовому затору на МКАД и на трассе М10 в начале этой зимы. Коммунальным службам не следует забывать, что, растворяясь в воде, реагент теряет свои свойства. Во время первых снегопадов, спровоцировавших транспортный коллапс в Москве и области, погода в течение одних суток поменялась от минусовой к плюсовой и обратно к минусовой. Коммунальные службы ночью при минусовой температуре обработали дорогу реагентом, который расплавил лед, но одновременно с этим повышалась температура воздуха, и скорость таяния снега и льда увеличилась в разы. В результате дороги оказались залиты водой. Растворенный реагент потерял свои свойства уже не мог противостоять новому обледенению. Поэтому при ночном похолодании дороги превратились в каток, что и привело к многокилометровым пробкам».
По словам Сергея Крекова, эффективнее всего для Москвы, а также, для крупных трасс срабатывает не реагент, а так называемые, «крупнофракционные пескосмеси», например, с гранитной крошкой. Даже при образовании наледи они позволяют машинам сохранять сцепление с дорогой. Но в настоящее время большая часть имеющейся в распоряжении города техники рассчитана именно на пролив дорог жидким реагентом. Машин, работающих с пескосмесями, не хватило бы для обработки всех дорог Москвы. Такие машины не используются во многом и потому, что вместе с водой попадают в ливневые стоки и засоряют их. Но, несмотря на это, крупнофракционные пескосмеси являются одними из наиболее эффективных при гололеде на дороге.
Вторая ошибка, которую допускают коммунальщики – это бездействие во время снегопада. Сильным снегопад считается при более 30 сантиметров осадков в сутки. По нормативам уборка снега должна начинаться сразу же после начала снегопада; в противном случае, уплотняющийся снег будет убирать сложнее. К тому же, если толщина снежного наста будет больше 3 см – реагент не окажет никакого действия, так как будет проваливаться в пустоты в снегу. Согласно нормативным требованиям для г. Москвы зимняя уборка должна обеспечивать нормальное движение пешеходов и транспорта независимо от погодных условий. Она включает в себя подметание и сдвигание снега; устранение скользкости; удаление снега и снежно-ледяных образований до асфальтового покрытия и бордюрного камня. В частности, сдвигание свежевыпавшего снега толщиной слоя свыше 2 см должно проводиться до 4-х раз в сутки, а очистка территорий от наледи и льда как минимум раз в сутки. Кроме того, в гололедицу предусмотрена ежедневная посыпка территорий щебнем.
Также, по нормативам, во время снегопада норма уборки на одного дворника составляет 500 кв м, в обычную погоду – до 1000. При сильном снегопаде рекомендуется увеличить количество дворников на территории втрое.
Убранный снег вывозят на снегоплавильни. Их в Москве достаточное количество, но управляющим компаниям при большом объеме снега на территории выгодно ставить свои сезонные плавильни. В зависимости от мощности, плавильня перерабатывает от 60 до 300 куб м снега в час. Во время же снегопада плавильни в Москве в первую очередь работают на прием снега от коммунальных служб, которые привозят снег с дорог.
«Если все же говорить о придомовой территории, - замечает Сергей Креков, - то придомовая территория – это не та территория, которую удобно убирать: значительно мешают припаркованные машины, элементы ландшафта. Так что, в основном, это только ручная уборка, так как вся механизированная техника ориентирована на объем. Лучшее средство от снегопада на придомовых территориях – это лопаты и трудолюбивые дворники».